В Болонье мы провели один день и были поражены, насколько Болонья роскошна и богата достопримечательностями. Достопримечательности Болоньи незаурядны и уникальны. Удивительно, как — при таких красотах и достоинствах! — она остается слегка в стороне от проторенных туристических маршрутов.

Впрочем, центр Болоньи многолюден даже в не-сезон (мы там были в середине января).

От вокзала в центр

Выйдя с вокзала и пройдя чуть влево, мы оказались на площади 20-го Сентября, в центре которой возвышались Ворота Галльера.Порта Галльера – одни из девяти оставшихся ворот Болоньи, входивших в третье кольцо крепостных стен 13-века.

Исторический центр Болоньи в плане напоминает неправильный восьмиугольник. Вот по периметру этой фигуры и были возведены в 13-14 веках третьи (и последние) стены с массивными воротами. Встречаются в центре и ворота от второй стены (начала 13 в.), таких ворот осталось четыре, и называются они «торрезотто», поскольку при них имелись башни («торре»).

Слева от ворот Галльера виднеются развалины замка, построенного для Папы Иоанна 22-го. У жителей Болоньи с Папской областью были сложные отношения. Как только они портились, болонцы тут же бежали разрушать замок как символ папской власти. Отношения налаживались – замок отстраивали. Почти три с половиной века Болонья была в составе Папской области: с 1513 по 1859 гг. Замок меж тем лежит в руинах.

За замком Галльери тянется насыпное плато, на котором разбит главный парк Болоньи – Монтаньола. С улицы в парк ведет мраморная лестница, столь пышная, что подошла бы и дворцу.

Лестница в парк Монтаньола

Но мы оставляем парк на вечер, а пока целеустремленно движемся в центр Болоньи по улице Индипенденца.

Первые впечатления о городе: охристо-темно-кирпичный, густой, плотный, сжатый, с бесконечными галереями (сразу напомнившими мне ). Впрочем, такая кирпичная густота весьма характерна для средневековых городов Эмилии-Романьи.

То, что Болонья – город галерей, аркад, портиков, — общеизвестно. Такой здесь утвердился стиль домостроительства. Поскольку строительство за пределами крепостных стен было в Болонье запрещено, верхние этажи домов стали надстраивать над проезжей частью. Строились они с расчетом, чтобы под ними мог проскакать всадник. Нависающие над улицей этажи подпирали колоннами. Кое-где сохранились еще деревянные портики. Улицы стали узкими, зато никакие осадки не страшны.

Аркады в историческом центре Болоньи тянутся практически вдоль каждого дома и иногда образуют длинные коридоры.

Бесконечные аркады

Помимо узких улиц с аркадами, Болонья славилась своими каналами. Сеть каналов в Болонье была одной из самых разветвленных в средневековой Италии. Сейчас почти все каналы засыпаны, но на улице Пиелла, 18 можно взглянуть на «кусочек Венеции» в Болонье.

Так что, следуя по улице Индипенденца, можно сделать небольшой крюк влево, чтобы посмотреть на один из немногих сохранившихся в городе каналов. А потом опять вернуться на улицу Независимости, или Индипенденца.

По пути заходим в Кафедральный собор Сан-Пьетро, который на долгом своем веку побывал в разных обличиях. Первоначальный раннехристианский храм сгорел в 10-м веке, был восстановлен в романском стиле, опять сгорел, был перестроен в кирпиче, разрушен землетрясением, восстановлен в готическом стиле. Сейчас – это барочный храм, беломраморный, очень высокий.

Внутри собора Сан-Пьетро

Пьяцца Маджоре

Узкая и плотно застроенная улица Индипенденца выводит на площадь, стоя на которой, сразу понимаешь, что это центр города.

Палаццо Коммунале и фонтан Нептуна

Формально это три площади, переходящие друг в друга – в Италии такое перетекание площадей встречается повсеместно: угловая пьяцца Ре Энцо, узкая пьяцца дел Неттуно с жизнеутверждающим фонтаном Нептуна и самая большая и торжественная – пьяцца Маджоре, бывшая главным городским рынком.

Эти три площади обтекают конгломерат дворцов, стоящих в центре и выглядящих как единое целое. Один из них – палаццо Подеста 13 века, или Старый дворец, и второй – паллацо Ре Энцо.

Паллацо Ре Энцо

Изначально палаццо Ре Энцо назывался Новым и строился для расширения палаццо Подеста. Свое второе название дворец получил после того, как болонцы в 1249 году захватили в плен короля Сардинии Энцо, который и провел остаток жизни в Новом дворце. Напрасно его отец, германский император Фридрих II-й, пытался вызволить сына – прожив в неволе 23 года, Ре («ре» означает «король») Энцо умер, а дворец назвали его именем.

Центральный фасад палаццо Подеста обращен к площади Маджоре. Возвели его (как и следует из названия) для городского главы, или Подеста (ударение на последнем слоге) в 1200 году, а в 15 веке его перестроил Аристотель Фиораванти.

Все мы знаем этого архитектора, построившего Успенский собор в Кремле, участвовавшего в проектировании кремлевских стен и славно послужившего России. На свою беду он оказался слишком хорошим инженером и строителем, так что царь Иван III-й никак не хотел отпускать его подобру-поздорову обратно в Италию, в родную Болонью.

Аристотель пробовал устроить побег – поймали. Использовали как инженера для возведения понтонных мостов в военных походах на Новгород, Тверь. Так и затерялись следы Фиораванти в России, и никаких свидетельств о его последних годах и смерти не осталось.

До прибытия в Россию Аристотель Фиораванти много строил в Болонье, восстановил мост в Павии, спроектировал канал в Парме, проявил себя как выдающийся инженер. Нанятый венгерским королем, возводил в Венгрии мосты через Дунай.

Фамилия Фиораванти в Болоньи встречается часто: и отец, и дядя Аристотеля были строителями и архитекторами. Даже в пределах одной площади Маджоре, главной площади Болоньи, каждый из них что-то построил. Так, дядя Аристотеля, Бартоломео, участвовал в строительстве дворца для гильдии нотариусов – палаццо Нотеи. А его отец перестраивал палаццо Коммунале, который стоит на углу пьяцца Маджоре и выделяется своей Часовой башней.

Дворцы на пьяцца Маджоре

Палаццо Коммунале состоит из двух частей: дворца Д’Аккурсио 13-го века (слева), который изначально принадлежал юристу Д’Аккурсио, и более позднего дворца конца 16 века, построенного для Кардинала Легата.

В Палаццо Коммунале сейчас – музей: интерьеры, фрески, коллекция гербов, собрание картин и предметов искусства. Один из залов дворца – зал Фарнезе – называют также Королевским: в нем короновался Карл V-й.

Справа к палаццо Коммунале примыкает Биржевой зал (Sala Borsa). Собственно, это первое здание, которое мы видим, выходя на площадь с улицы Индепенденца.

Зал Биржи

Сейчас в Биржевом зале размещена мультимедийная библиотека. Там же через стеклянные полы можно посмотреть на древние фундаменты, вскрытые во время строительства Биржи.

С Часовой башней палаццо Д’Аккурсио соседствует Дворец нотариусов, но, по правде говоря, он сильно проигрывает рядом с другим своим соседом – базиликой Сан Петронио.

Базилика впечатляет своими размерами, но – увы! – за много веков (строительство было начато в 1390 году) ее так и не окончили. Облицована мрамором только нижняя треть фасада.

Базилика Сан-Петронио

Святой Петроний считается одним из покровителей Болоньи. В 5-м веке он служил епископом в Болонье и много сделал для обустройства города. Побывав на Святой Земле, Петроний построил в Болонье собор по подобию Храма Господня в Иерусалиме. Возведенный храм получил название Санто-Стефано.

После своей смерти Петроний был объявлен святым. Собор в его честь замышлялся грандиозным, превосходящим размерами собор Святого Петра в Риме. Обеспокоенный этим, папа повелел построить позади строящегося собора здание Архигимназии и таким образом ограничить его размер.

Но и в теперешнем объеме собор Сан-Петронио велик.

Его одиннадцать капелл украшены витражами, скульптурами, расписаны фресками.

Вход в одну из капелл (четвертая слева) платный – 2 евро. Стены капеллы расписаны фресками Джованни да Модены на тему рая и ада и странствия волхвов.

Фрески на тему скитания волхвов

Страшный суд

По полу вдоль собора тянется полоса солнечных часов длиной 66.8 м (1/600000 земного меридиана) – так называемый «меридиан Джованни Кассини», рассчитанный и установленный астрономом Кассини в 1665 году.

Меридиан Кассини

Архигимназия

Выйдя из собора, разворачиваемся направо и оказываемся перед палаццо дей Банки, самым «молодым» дворцом, построенным на Пьяцца Маджоре. Прежде здесь, на главной торговой площади Болоньи располагались лавки менял.

Заворачиваем за угол собора. Проходим мимо городского Археологического музея (известного своими египетской, античной и этрусской коллекциями) и идем смотреть Архигимназию – ту самую, которую в 1563 году возвели на пути строящегося собора.

Построили ее очень быстро, фактически за 2 года, и в ней разместился Студиум – учебное заведение, объединившее в своих стенах факультеты Болонского университета, до этого разбросанного по всему городу.

Архигимназия – эффектное и необычное заведение. Главное украшение этого здания – многочисленные гербы ее именитых студентов, которые размещены на стенах и сводах Архигимназии. Нечто подобное я видела в Падуанском университете, но там все выглядело скромней. Здесь же глаза просто разбегаются. Все очень пестро, нарядно и в то же время торжественно.

В центре эдания Архигимназии – внутренний двор с часовой башней.

Поднимаемся на второй этаж и идем по кругу. На втором этаже есть два зала, вход в которые платный (4 евро за оба зала) – это Анатомический театр и Актовый зал.

Ни в коем случае не пропустите ни анатомичку, ни актовый зал. Какие бы ассоциации у вас не возникали при этих словах, все они будут далеки от реальности.

Начнем с Анатомического театра. Зал отделан деревом: елью и кедром, украшен деревянными скульптурами, размещенными не только вдоль стен, но и по потолку.

Анатомический театр

Потолок Анатомического театра

А две центральные мужские скульптуры представлены без кожи — видимо, в качестве демонстрационных учебных экспонатов для изучения групп мышц.

Посреди зала стоит стол для препарирования, а вокруг него разместились «зрительные ряды». Но в целом дерево дает ощущение теплоты.

Актовый зал красив необычайно. Многочисленные гербы образуют немыслимые узоры.

Актовый зал

Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы с табличками «Ottica e nautica», “Meccanica e idraulica” и тп.

В Актовом зале Архигимназии было впервые исполнено выдающееся произведение Россини «Stabat mater», которым дирижировал Доницетти. В память об этом событии актовый зал стал именоваться «Stabat mater».

Болонский университет

Выйдя из Архигимназии, мы попадаем на вытянутую площадь на задворках собора Сан-Петронио.

Площадь Гальвани и задник базилики Сан-Петронио

В центре площади стоит памятник Гальвани, и площадь называется пьяцца Гальвани.

Знаменитый физиолог родился и всю жизнь прожил в Болонье. В Болонском университете закончил сначала богословское отделение, потом медицинский факультет, заведовал кафедрой анатомии и гинекологии. Его опыты по воздействию тока на мышцы лягушки положили начало электрофизиологии. Был уволен из университета за отказ присягнуть Цизальпийской республике, образованной Наполеоном, и через год после этого умер.

Впрочем, выдающихся людей, учившихся или преподававших в стенах Болонского университета, было великое множество.

Болонский университет – старейший в Европе. Возник он в 1088 году и с тех пор ни разу не закрывался. Следующий университет — парижская Сорбонна — образовался веком позже.

Интересно, что слово «университет» изначально обозначало студенческое сообщество, а «студиум» — учебное заведение. Первыми факультетами были правовой и – чуть позже – филологический и медицинский. Профессора приглашались студентами и ими же оплачивались.

Юрист Аккурсио (его палаццо мы видели на пьяцца Маджоре) слыл одним из авторитетнейших комментаторов римского права (глоссаторов), а его дочь Дота стала первой женщиной-преподавателем университета, профессором права (13-й век, на минутку).

Женщины в стенах Болонского университета были отнюдь не редкостью: не только в качестве студентов, но и в качестве преподавателей. Особенно успешно они работали на медицинском факультете. Учитывая, что студенты сами выбирали, какие профессора будут у них читать те или иные курсы, можно представить, на сколько голов выше своих коллег-мужчин должны были быть эти женщины, чтобы студенты пригласили их.

Философию в университете одно время преподавал Эразм Роттердамский. Здесь учились Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Альбрехт Дюрер, Карло Гольдони, Парацельс, Коперник, Гальвани, Маркони и многие другие.

По подобию Болонского стали создаваться университеты в других городах Европы. Мне довелось побывать в университетах Падуи и Павии – впечатлило, особенно в Павии.

Разрозненные факультеты были в 1563 году размещены под одной крышей – в Архигимназии. В настоящее время большая часть факультетов Болонского университета размещена на улице Замбони. И поныне рейтинг университета очень высок.

Базилики Сан-Доменико и Санта-Мария-деи-Серви

Пройдя площадь Гальвани, поворачиваем налево и идем до площади Кавур, с которой уже виден купол базилики Сан-Доминика.

Находится базилика в небольшом сквере, и первое, что привлекает внимание при приближении, — два сооружения на высоких тонких колоннах под пирамидальными куполами. Внутри — саркофаги. Оказалось, это захоронения глоссаторов (преподавателей римского права) Болонского университета.

Саркофаг глоссария

Базилика же знаменита тем, что в ней находятся мощи Святого Доминика, основателя ордена доминиканцев. Кастильский дворянин по происхождению, Доменик де Гусман в 26 лет принял сан священника. Много проповедовал в Южной Франции, борясь с ересью. В 1215 году прибыл в Рим к Папе с прошением утвердить новый орден – Орден Проповедников, целью которого стало бы миссионерство, проповедование и разъяснение основ христианства.

Новорожденный орден начинает распространяться по Европе. В Болонью Доменик направляется из-за того, что там находится университет, и начинает проповедовать при церкви Сан-Николо. Круг его последователей быстро расширяется.

Своим подвижничеством и высокими человеческими качествами Доминик заслужил большую любовь окружающих. Имеются описания его многочисленных чудес (исцелений и не только). Умер он в Болонье в 1221 году, в церкви Сан-Николо.

Уже через 13 лет после смерти Доменик был провозглашен святым. В его честь были названы города и даже целая республика — Доминиканская. Основанный им орден Проповедников стал доминиканским.

После его смерти церковь Сан-Николо в Болонье была расширена, перестроена и названа именем святого. По образцу болонской базилики Сан-Доменико впоследствии стали строить другие доминиканские церкви.

Базилика Сан-Доменико

Для мощей Святого Доменика был построен мраморный ковчег, украшенный барельефами, — шедевр Николо Пизано.

Три фигуры ковчега изваял молодой Микеланджело: ангела с канделябром (который справа), святых Прокла и Петрония.

За базиликой находится монастырь, в котором сохранилась келья Доминика.

Выходим к церкви Санта-Лючиа, в которой сейчас расположен Актовый зал Болонского университета. Идем по кольцевой дороге, проложенной на месте третьей крепостной стены средневековой Болоньи.

На нашем пути — церковь другого ордена – сервитов, или базилика Санта-Мария-деи- Серви.

Перед церковью, словно бы к ней и не имеющая отношения, выстроена легкая аркада. Арки очерчивают большое прямоугольное пространство перед базиликой и образуют внутренний дворик. Такой дворик вполне был бы обычен за церковью, в окружении монастырских стен. Но что бы внутренний двор стоял вот так, сам по себе, перед входом в церковь, такого я еще не встречала.

Увы! Уже вступила в свои права пресловутая итальянская сиеста, не позволившая нам попасть внутрь церкви. А жаль – в базилике Санта-Мария-деи- Серви хранится знаменитая фреска Чимабуэ «Мадонна на троне», мраморный алтарь «Благовещение».

Через дорогу от церкви стоит палаццо Давиа Бержеллини (в нем сейчас музей промышленности, а также коллекция старинных предметов и театр марионеток 18-го века) с Атлантами на входе, а вдоль него все по той же линии крепостных стен тянется узкая площадь Альдрованди.

Портик с Атлантами

Мы пересекаем площадь Альдрованди и проходим через одни из старейших ворот с башней, оставшиеся от второй крепостной стены, — торрезотто ди Сан-Витале.

Торрезотто ди Сан-Витале

Идем по виа Сан-Витале. Улица по современным меркам узкая и совсем не приспособлена для фотографирования дворцов, выстроившихся вдоль нее. А они прекрасны. Особенно – рустованный палаццо купцов Фантуцци со слонами на фасаде.

Палаццо Фантуцци

Там же, на виа Сан-Витале мы пообедали в одной из пиццерий. Пиццы были отменные, а цены – ниже, чем на побережье.

Башни Азинелли и Гаризенда

А впереди уже возвышается нечто грандиозное.

Сначала видим только зеленый купол с башней – это базилика Святых Бартоломео и Гаэтано.

Купол базилики Бартоломео и Гаетано

Выходим на площадь Равенны, или пьяцца Равеньяна. Издаем дружный возглас, задираем головы.

Площадь Равеньяна

Башни Азинелли и Гаризенда

Вверх тянутся две кирпичные башни, узкие, длинные, кривые. Построены в нескольких метрах одна от другой, каждая клонится в свою сторону. Яркий образец человеческого тщеславия — можно сказать, его олицетворение.

Сначала некий Гаризенда выстроил башню высотой 61 метр. Потом в спор вступил Азинелли, построивший башню еще выше – 97 м. Обе башни с течением времени стали крениться, особенно Гаризенда, из-за чего ее пришлось сильно укоротить, и теперь башня Гаризенда высотой всего лишь 48 метров. В 12-13-х вв. подобные споры между городскими семействами были обычны. В Болонье было построено порядка двухсот башен, из которых до наших дней дошло около двадцати.

На протяжении веков башням пытались найти практическое применение, проводили опыты по гравитации, использовали и как крепость, и как тюрьму, и как сторожевую вышку и даже телевышку.

На башню Азинелли можно подняться – к сожалению, только пешком. Нам что-то не захотелось.

Меж тем площадь Равеньяна кажется не слишком-то и большой, при этом на ней размещены две башни, базилика, памятник Святому Петронию, дворцы. И полно народа.

Самый привлекательный из дворцов пьяцца Равеньяна – палаццо Франча, принадлежавший гильдии суконщиков.

Палаццо Франча

Рядом – еще одна площадь и стоит на ней дворец-игрушечка с изящнейшим мраморным балкончиком и балдахином над ним. И площадь, и дворец называются: делла Мерканца, то есть «Торговли».

Палаццо делла Мерканца

Дом Торговли — произведение Антонио да Виченца, который много стоил в Болонье в конце 14 века. Так, он проектировал базилику Сан-Петронио и дворец Нотариусов.

Площади Равеньяна и Мерканца — место узловое, отсюда выходят сразу 5 лучей-улиц.

Базилика Санто-Стефано

Отправляемся по лучу – виа Санто-Стефано.

И вскоре попадаем на вытянутую треугольную площадь Санто-Стефано. Видим скромный и вполне обычный кирпичный фасад небольшой церкви, за которой виднеются многочисленные купола и пристройки.

Пьяцца Сан-Стефано

Место это называется «Семь церквей» и является сложным соединением сросшихся церквей (когда-то их было семь, сейчас – четыре). Это и есть «Иерусалим с Храмом Гроба Господня», перенесенный Сан-Петронио на болонскую почву. Возведен на фундаменте древнеримского храма Изиды.

Сооружение поразительное. Сумятица, загадочность, метафизика иерусалимского храма, безусловно, присутствует в этом сплетении пространств. Самая ранняя постройка (Храм Гроба Господня) относится к 5-му веку.

Первая церковь на нашем пути – Святого Распятия, или Иоанна Крестителя (8-го века) – простая, однонефная. Алтарь высоко поднят, к нему ведет лестница. Главная точка притяжения – распятие в верхней части алтаря.

Церковь Распятия

Из первой церкви спускаемся в крипту. Потом переходим в Храм Гроба Господня — самое ошеломительное место комплекса. Подобно иерусалимскому оригиналу, оно круглой формы, в центре стоит высокий мраморный ковчег с мощами Святого Петрония (в 2000-м году часть мощей была перенесена в базилику Сан- Петронио), который посетители обходят по кругу.

Храм Гроба Господня

И оказываются в базилике Святых Виталия и Агриколы, высокой и узкой, с массивными колоннами.

Обратите внимание на узоры в кирпичной кладке.

Через двор Пилата мы выходим к Голгофе, или церкви Троицы.

Также из двора Пилата можно пройти в другой внутренний двор – с колодцем в центре и изящными двухъярусными арками по периметру.

Выходя из Санто-Стефано, обратите внимание на дворцы, стоящие на площади Сан-Стефано: по правую руку – палаццо Изолани 15-го века, по левую – палаццо Аморини 16-го.

Пьяцца Сан-Стефано

Палаццо Аморини украшен многочисленными головами, как бы выглядывающими из дома.

А мы переходим на соседнюю улицу Кастильоне, смотрим палаццо Пеполи и возвращаемся в центр города.

Но улице Клаватуре заходим в церковь Санта-Мария-делла-Вита, смотрим знаменитую терракотовую скульптуру «Оплакивание Христа».

Через арку выходим на Пьяцца Маджоре.

Выходим на пьяццв Маджор

Пересекаем площадь.

Вечерняя Болонья: отдыхают не только люди, но и статуи

и идем по по улице 4-го Ноября вдоль южной стены палаццо Даккурсио (слева от фасада). Полная иллюзия кремлевской стены. Фиораванти, однако.

Вдоль стены дворца Даккурсио (Коммунале)

Когда-то я думала, какой уникальный наш московский Кремль, ни у кого нет такой достопримечательности. И вот теперь в Италии то и дело натыкаюсь на предшественников и близких родственников нашего Кремля: в Милане, Павии, теперь вот в Болонье. Что ж, спасибо итальянцам за самую яркую московскую достопримечательность! И — отдельная благодарность болонцу Аристотелю Фиораванти за Успенский собор.

Базилика Сан-Франческо

Минуем палаццо 17-го века, сейчас занятый полицейской управой, проходим через высокие Порта Нова, оставшиеся от третьей крепостной стены. На открывшейся площади стоит высокая колонна с девой Марией наверху.

А чуть наискосок уже видна базилика Сан-Франческо. Как и перед базиликой Сан-Доменико, здесь стоят саркофаги на высоких ножках, под зелеными пирамидами куполов. Это тоже захоронения знаменитых глоссаторов ученой Болоньи (в том числе уже упомянутого Аккурсия).

Пользовались здесь юристы почетом, это видно и по дворцу Д’Аккурсио на пьяцца Маджоре, и по этим торжественным захоронениям под стенами храмов.

Сама базилика Сан-Франческо огромна, а интерьеры ее для «нищенствующего» ордена, пожалуй, не слишком скромны.

Базилика Сан-Франческо

Возвращаемся в центр по виа Уго Басси, идем вдоль другой «кремлевской» стены.

Вечереет. Пора идти на вокзал и ехать в Римини.

Попробовали идти по Индепенденца – не пробиться. Вечерняя улица запружена людьми, как мне показалось, в большинстве своем местными. Почему бы не прогуляться в центре после работы.

Пошли по параллельной ей виа Галльери – и не пожалели. Народу – ни души, вокруг – красивые дворцы. До середины 19-го века виа Галльери была одной из главных городских артерий, ведущей от кафедрального собора Сан-Пьетро до ворот Галльери. Обратите внимание, какие элегантные палаццо выстроены вдоль нее и какие высокие галереи проходят под ними.

Напоследок мы поднялись к парку Монтаньола, взглянули сверху на развалины папского замка, на ворота Галльери, на вечернюю Болонью.

И отправились на вокзал, полные впечатлений от многочисленных достопримечательностей Болоньи.

Универсальная сим-карта, одна для всех стран -

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Болоньи в Испанию, проследить динамику изменения их стоимости и найти оптимальное предложение.

Статистика поможет определить сезон низких цен. Например, в августе цены в среднем достигают 14 141 рубля, а в январе стоимость билетов опускается в среднем до уровня 7 199 рублей. Планируйте свою поездку прямо сейчас!

Мы анализируем эту информацию и составляем графики, чтобы вам было проще спланировать свои путешествия.


Что выгоднее – покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов.


Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Болоньи в Испанию в зависимости от времени покупки. С начала продаж их стоимость меняется в среднем на 98%. Минимальная цена по направлению из Болоньи в Испанию – за 37 дней до вылета, примерно 3 744 рубля. Максимальная цена по направлению из Болоньи в Испанию – за 2 дня до вылета, примерно 29 202 рубля. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим!

Стоимость авиабилетов из Болоньи в Испанию не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике.


По статистике, самый доступный вариант рейсов из Болоньи в Испанию – по понедельникам, их средняя стоимость – 9 421 рубль. Наиболее дорогие рейсы – по субботам, их средняя стоимость – 13 150 рублей. Стоит учесть, что вылеты в предпраздничные дни, как правило, дороже. Мы надеемся, что эти данные помогут вам наиболее эффективно планировать свои путешествия.

Стоимость авиабилетов зависит не только от даты, но и от времени вылета. В один день авиакомпания может совершать несколько рейсов, и они будут отличаться в ценовой категории.


График показывает стоимость вылета в зависимости от времени суток. Например, средняя стоимость билета из Болоньи в Испанию утром составляет 8 745 рублей, а вечером 7 892 рубля. Оцените все условия и выберите оптимальное предложение.

На графике приведены сравнительные цены на авиабилеты из Болоньи в Испанию самых популярных авиакомпаний. Опираясь на эту информацию, вы сможете спланировать свою поездку и купить авиабилеты из Болоньи в Испанию у подходящего вам перевозчика.


Статистика поможет выбрать рейс, ориентируясь на свои финансовые возможности, а также пожелания в плане комфорта и условий перелета. Наиболее низкие цены на авиабилеты из Болоньи в Испанию предлагает Vueling, самые высокие цены – Lufthansa.

61,540 просмотрели

В Болонье (Bologna) находится самый старый действующий университет Европы, крытые арочные галереи, растянувшиеся в общей сложности на сорок километров, пятый по величине храм планеты. Здесь можно воочию увидеть анатомический театр, где десять веков назад любой желающий мог понаблюдать за препарированием трупов.

В одной из здешних церквей установлен орган, на котором играл сам Моцарт (Mozart), хранится икона, написанная рукой апостола Луки.

Город Болонья расположен в 310 км на север от Рима (Roma), у подножия Северных Апеннин (Appennino settentrionale). На географической карте его можно найти по следующим координатам: 44°30 северной широты, 11°21 восточной долготы. Предположительно, поселение было основано в шестом веке до нашей эры этрусским королем Феро, который назвал город в честь своей дочери – Фельсина (Felsina).

Благодаря удачному местоположению, плодородным землям, торговле, поселение быстро развивалось. Спустя некоторое время его захватили бойи (кельтское племя) и с тех пор город стал называться Боннония (Bononia). Со временем название трансформировалось в современный вариант.

После того как бойи потерпели окончательное поражение от римлян (случилось это в 191 г. до н.э.), бывшая Фельсина вошла в состав Римской империи. Через три года римляне проложили через центр города дорогу, которая связала Боннонию с другими городами страны. После этого в истории города последовала череда взлетов и падений, когда он переходил из рук в руки, горел, восстанавливался, переживал осаду и вновь разрушался. Город пережил крах Римской империи, дробление и становление нового государства, гонение на христианскую церковь и её возрождение.

Университет Болоньи

Самой знаменитой достопримечательностью Болоньи считается его университет (Università di Bologna), что расположен на улице Луиджи Дзамбони (via Giacomo Venezian). Центральная постройка, в которой размещен ректорат, расположена под номером тринадцать.

Появился Болонский университет в 1088 году, и старше его только открытый в Марокко двумя столетиями ранее Аль-Карауин. Но перед этим учебным заведением Болонский университет имеет преимущество: дипломы о высшем образовании здесь выдавать стали на несколько веков раньше.

Интересно, что студенты в первое время имели право выбирать деканов и даже платили лекторам зарплату, что давало учащимся некоторую независимость. Поэтому не удивительно, что здесь учились Николай Коперник (лат. Nicolaus Copernicus), Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer), Карло Гольдони (Carlo Goldoni). Первой женщиной-преподавателем стала дочь юриста Аккурсио (Accursio). Как и отец, она преподавала право. Это был XIII век.

Сначала в Università di Bologna преподавали риторику и римское право, но уже в XIV столетии помимо юридического, были открыты теологический и медицинский факультеты. С тех пор заведение значительно расширилось: сейчас тут действует двадцать три факультета, где учится около девяноста тысяч студентов.

Площади

Центральными улицами Болоньи являются две примыкающие друг к другу площади. Это Главная площадь (Piazza Maggiore) и расположенная к ней под углом площадь Нептуна (Piazza Nettuno). Тут находятся наиболее важные и интересные здания города: дворцы, государственные учреждения, музеи, храмы

Главная площадь



Центральной площадью Болоньи считается piazza Maggiore. Длина её – 115 м, ширина – 60 м. До 1877 года тут располагался рынок, просуществовавший до 1877 года. Также здесь расположены главные учреждения города, где вершились судьбы людей – дворец Градоуправления (Palazzo del Podestà), Дворец коммуны (Palazzo Comunale o Pubblico). На этой площади построена самая большая церковь города – базилика Святого Петронио.

Piazza Nettuno прославил фонтан, который установили здесь в шестнадцатом столетии. Он и дал название улице: помещенная в центре статуя изображает бога моря. Некоторые болонские студенты верят, что если два раза с вдумчивым видом обойти фонтан против часовой стрелки, можно успешно сдать сессию. По крайней мере, так делал архитектор Джимболонья (Giambologna), прежде чем придумать облик фонтана.

На площади расположен дворец, в котором до смерти, с 1249 по 1272 гг., томился в заключении король Сардинии Энцио (Enzio). Поэтому здание назвали в его честь – Palazzo di Re Enzo.

Говорят, что король имел любовницу среди местных жительниц. У них родился сын, который стал основателем рода Бентивольо (Bentivoglio). Его представители правили в Болонье в конце пятнадцатого века. Сейчас во дворце расположена Капелла Богоматери узников (Cappella Madonna dei prigionieri), городской архив, средневековый судебный зал, камеры, в которых сидели заключенные.

Церкви

Церквей в Болонье немало, и каждая из них интересна по-своему. Здесь расположен собор Святого Петронио, который по масштабам должен был затмить в , если бы в ситуацию не вмешался Папа Римский. В базилике святого Доминика (Basilica Di San Domenico) играл на органе сам Моцарт. Также есть церковь Мадонны Святого Луки (Santuario della Madonna di San Luca). Чтобы её увидеть, надо пройти четыре километра по крытой галерее: она длиннейшая на планете. В храме хранится икона, написанная апостолом Лукой.

Базилика Святого Петронио

На юге piazza Maggiore расположен главный собор города – базилика Святого Петронио (La Basilica di San Petronio). Строительство готического сооружения начали в XIV ст. Интересно, что возведение храма не было идеей церкви: его решили построить как знак величия коммунальной власти в Болонье.

Планировалось, что сооружение по масштабам превзойдет собор святого Петра в Риме (Basilica di San Pietro). Согласно плану, длина постройки должна была составлять 208 метров, ширина – 142 метра. Поэтому, чтобы реализовать проект, были снесены башни, дома горожан, восемь маленьких храмов. Но Папа Римский этого допустить не мог, вмешался в ситуацию, и план постройки переделали.

В итоге размеры храма составили:

  • Длина – 132 метра;
  • Ширина – 60 метров;
  • Высота сводов – 45 метров;
  • Высота недостроенного фасада (незавершенный остался купол) – 51 метр.

Строительство продолжалось около трех веков, и закончилось в 1663 г. Считается, что это последний храм, возведенный в Италии в виде латинского креста.

Сейчас базилика является пятым по размерам католическим храмом планеты. В церкви установлен самый старый орган страны, сделанный в 1475 г. На полу храма Джованни Доменико Кассини (Giovanni Domenico Cassini) начертил меридиан, чтобы доказать, что наша планета крутится вокруг Солнца. На разных его участках нанесены знаки зодиака, а на крыше расположено отверстие, через которое падает луч Солнца, указывая месяц года.

Интересно, что храм Святого Петронио на протяжении столетий был собственностью коммуны. Вот почему здесь проводили как христианские обряды, так и заседания суда, городские собрания, другие торжественные события. Во владение церкви базилика перешла в 1929 году.

Церковь Святого Стефана

На piazza Santo Stefano расположена церковь Святого Стефана (Basilica di Santo Stefano). Она входит в комплекс «Семи Церквей» , к которому помимо неё относятся следующие сооружения:

  1. Собор Иоанна Крестителя или Святого Распятия (Chiesa Del Crozifisso) – постройка восьмого столетия;
  2. Церковь Гроба Господня (Chiesa Del San Sepolcro) – возведена в пятом столетии;
  3. Церковь Святой Троицы (Chiesa Dell Trinita) – тринадцатое столетие;
  4. Базилика мучеников Виталия и Агриколы (Chiesa Dei Santi Vitale E Agricola) – четвертый-пятый век;
  5. Портик или двор Пилата (Cortile Di Pilato) – тринадцатое столетие. Портик олицетворяет помост, где судили Иисуса Христа. Во дворе расположен бассейн, «умывальник Пилата»;
  6. Монастырь.

Хоть эти сооружения возводили в разное время, и три храма не сохранились, церкви сооружены в едином стиле. Храм Святого Стефана примечателен тем, что в нем несколько столетий хранили мощи Святого Петронио. И только в 2000 г. их перенесли в храм, названный его именем.

Базилика святого Доминика (Basilica Di San Domenico) расположена на Piazza San Domenico.

Основал храм в 1221 году Доминик Гузман (исп. Domingo de Guzmán Garcés), прибывший в Болонью тремя годами ранее. Он настолько поразился кипящей энергией города, что решил: здесь его служение Богу принесет наибольшую пользу, а потому поселился в монастыре. Но сила слова проповедника оказалась настолько сильна, что монастырская церковь не вмещала желающих. Поэтому братья решили построить церковь.

К сожалению, Доминик умер в том же году, в котором началось строительство. Поэтому храм достраивался без него (на постройку ушло около двадцати лет). Поскольку церковь возводили монахи, принадлежащие к нищенствующему ордену, фасад сделан из кирпича, а центр украшает большой витраж. После этого храм еще несколько раз подвергался реставрации и переделке. Например, в 1530 году возле церкви появилась часовня, под куполом которого хранятся остатки святого Доминика.

В базилике святого Доминика установлен его бюст, который является точной реконструкцией черепа монаха (1946 г.). На органе этого собора в восемнадцатом столетии оттачивал свое искусство Амадей Моцарт.

Самая длинная крытая галерея планеты принадлежит храму Мадонны Святого Луки. Возведен собор на вершине холма, высота которого составляет триста метров.

Постройка относится к концу двенадцатого столетия. Согласно легенде, возвели базилику, чтобы хранить в ней икону Богоматери Путеводительницы, написанную рукой апостола Луки (привезли её греческие паломники). Летописи рассказывают другую историю: Анжелика Бонфантини, знатная горожанка Болоньи, стала отшельницей и предоставила свои земли церкви.

Чтобы попасть в храм, надо подняться на холм по арочной галерее, длина которой составляет почти четыре километра: она соединяет церковь с городом. Сначала идти по галерее нетрудно: на первых порах она ведет по низине. Но затем начинает постепенно подниматься вверх, появляются ступеньки. Ближе к собору на стенах галереи можно увидеть иконы и таблички с фамилиями архитекторов, что сооружали ту или иную арку.

В галерее 666 арок. Число дьявола при строительстве было выбрали не случайно: Марию иконописцы часто изображали как попирающую ногой змея, которого считают воплощением Сатаны. Извилистая, длинная галерея говорит о побежденной рептилии, что лежит у подножия церкви Богородицы.

Есть еще одна цель, с которой было создана такая длинная галерея. Поклониться иконе съезжаются паломники. В галерее они могут переждать непогоду и укрыться от жгучих лучей солнца.

Храм Санта-Мария-дей-Серви (Basilica di Santa Maria dei Servi) расположен по адресу Strada Maggiore 43. Базилика невелика: сто метров – в длину, двадцать – в ширину, выполнена в виде латинского креста.

Строительство храма началось в 1346 г., завершено в пятнадцатом столетие. Фасад сделан из кирпича и по виду довольно невзрачен. Но внутренний дворик в стиле ранних христианских церквей однозначно привлекает внимание. Внутри храма установлен алтарь из мрамора работы Джованни Анджело Монторсоли (Giovanni Angelo Montorsoli), фрески четырнадцатого столетия, а также один из лучших органов Европы.

Церква Сан Джакомо Маджоре (Chiesa di San Giacomo Maggiore) расположена на via Zamboni 15. Строить церковь монахи-августинцы начали в 1267 г., закончив работы через восемьдесят лет. После этого церковь не раз перестраивалась: в конце XV ст. была достроена колокольня, появились портик, часовня святой Чечилии.

Лучше всего сохранился западный фасад, с которого и было начато строительство храма. Здесь сохранилась ниша со скульптурой Христа. Слева от алтаря обустроена капелла Бентивольо, которую основал сын короля Сардинии Энци. Она декорирована картинами и фресками Лоренцо Коста: Мадонна на троне в окружении семьи Бентивольо, фрески о триумфе Смерти и Славы, Видение Апокалипсиса.

Собор Святого Петра (Cattedrale di San Pietro) славится огромной колокольней, площадь которой занимает 70 метров. Число колоколов здесь превышает два десятка, а самый большой из них весит три тонны и известен под названием «бабушка».

Расположен собор по адресу: via Indipendenza 7, в ста метрах от Главной площади. Самые ранние сведения об этом храме относятся к X ст. Через два века здание сгорело, было восстановлено и дополнено колокольней и криптой. Спустя сто лет храм пострадал от , но был восстановлен.

После этого храм еще не раз подвергался переделке: полностью работы были окончены в середине восемнадцатого века. Это стало причиной смешения готического, романского стилей, барокко. Храм интересен не только колокольней, работами Просперо Фонтана (Prospero Fontana), Лудовико Карраччи (Lodovico Carracci), Альфонсо Ломбарди (Alfonso Lombardi). Здесь также есть музей-сокровищница, где хранятся предметы религиозной утвари, которую дарили церкви известные люди на протяжении последних пятисот лет.

Музеи

Любители истории могут не только побродить по средневековым улицам города, посетить многочисленные храмы, но и зайти в музеи, которые расскажут, чем жила и дышала Болонья в Средневековье и в эпоху Ренессанса. Небезынтересно будет посмотреть и на погребальные предметы, что относятся к VI ст. до н.э. и свидетельствуют о древности города.

Национальная пинакотека

Национальная пинакотека (Pinacoteca nazionale di Bologna) – это художественный музей. Найти его можно на via Belle Arti, 56 в помещении, что раньше принадлежало ордену иезуитов. Здесь собраны работы итальянских художников XIII-XIX ст.

Идея создать место, где будут храниться алтарные картины, пришла в голову будущему Папе Римскому Бенедикту XIV(лат. Benedictus PP. XIV) в 1762 году. Менее чем за двадцать лет удалось собрать больше тысячи икон и картин именитых художников. Среди них – работы (Raffaello Santi,) Аннибале Караччи (Annibale Carracci), Лоренцо Коста (Lorenzo Costa);

В 1796 году власть Папы Римского свергли, после чего была установлена республика. Картины конфисковали и переданы храмам и монастырям. В 1802 году власти открыли Пинакотеку на улице Изящных Искусств, 56. С тех пор коллекция постоянно пополнялась картинами из частных коллекций и другими путями, пока не стала лучшим художественным музеем Италии.

Архигимназия

Недалеко от ректората Бостонского университета, расположено здание его первого комплекса. Здесь архигимназия, внутри которой размещена одна из самых крупных библиотек Европы. Точный адрес: Palazzo dell’Archiginnasio, Piazza Galvani, 1.

В здании архигимназии есть еще одно интересное место – это отреставрированный анатомический театр (Teatro Anatomico), где четыре века назад любой желающий имел возможность увидеть, как препарируют трупы. Возник анатомический театр в 1637 году и являет собой интересный пример, как обучались студенты тех лет.

Само помещение спроектировано в форме амфитеатра, стены которого оббиты деревом, а вдоль них установлены лавки для зрителей. Украшают зал деревянные скульптуры, изображающие знаменитых врачей, на потолке – созвездия и Аполлон, покровитель медицины. В центре установлен мраморный стол, где раньше лежал покойник. Места, где раньше сидели студенты, наблюдающие за вскрытием трупа, сейчас занимают зрители, перед которыми актеры разыгрывают театральные представления по теме анатомии.

Дворец Поджи (Musei di Palazzo Poggi) расположен на via Zamboni, 33. Многие его считают одним из самых интересных музеев Болоньи.

Первая экспозиция открылась в 1721 г. в замке Джованни Поджи, который увлекался наукой и творчеством. Поэтому здесь была резиденция Научного института. Точный автор проекта неизвестен, но есть сведения, что сначала предполагалось собрать и представить в порядке хронологии открытия в области астрономии. Затем музей расширился.

В Палаццо Поджи можно увидеть окаменелости, наземные и морские растения, полезные ископаемые, чучела морских животных. Несколько залов посвящены физике, астрономии. Есть экспозиция моделей кораблей, географических карт.

Интерес вызывает школа акушерства, а также фигуры из воска, которые позволяют детально ознакомиться с процессом родов, послойно изучить строение кожи, мышцы, скелет человека.

Внимание привлекает фигура, демонстрирующая муки девушки в последнее мгновение жизни. Живот и грудная клетка у неё открыты, что дает увидеть состояние внутренних органов.

Родители, которые приедут в Болонью с детьми, должны учитывать, что такая подача материалов не для детских глаз.

Археологический музей

Многие памятки ранней истории Фельсины входят в экспозицию археологического музея Болоньи (Museo Civico Archeologico), который расположен на via dell’Archiginnasio, 2. Поводом для его открытия стали древние захоронения, что были обнаружены возле кладбища Чертоза, а также некрополь, найденный во время обустройства парка Сады Маргариты.

В семидесятых годах девятнадцатого века в архигимназии организовали первую экспозицию археологических находок, что нашли во время раскопок. Десять лет спустя власти открыли музей во дворце Галвани (Palazzo Galvani). Выставка обустроена так, чтобы посетитель увидел все экспонаты за одну непродолжительную экскурсию.

Здесь посетитель ознакомиться с историей Болоньи этрусского, галльского, греческого, древнеримского периодов. В египетском зале размещены мумии и другие атрибуты культуры египтян. Интерес представляют старинные монеты.

Средневековый музей

Во Дворце Гизиларди-Фава, что на via Manzoni, 4, расположен средневековый музей Болоньи (Museo Civico Medievale in Palazzo Ghisilardi). Здесь выставлены экспонаты из частных коллекций художника Паладжи (Palagi), маркиза Коспи (Cospi), генерала Марсили (Marsili).

Тут представлены скульптуры и картины средневековых мастеров, фрески Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia). Интересны поделки из слоновой кости, бронзы, стекла, каррарского мрамора. В коллекции есть оружие, надгробия, средневековые документы. Привлекает внимание фонтан XIII ст., где установлены скульптуры четырех Атлантов.

В одном из залов установлена первая скульптура Папы Римского, представленная на обозрение в светском учреждении. Так увековечили память при Бонифация VIII (лат. Bonifatius PP. VIII), который много сделал для окончания войны между (Ferrara) и Болоньей. Интерес представляет бюст Меркурия, сделанный из бронзы зодчим Джамболонья (Giambologna) в честь императора Австрии Максимилиана II.

Музей, посвященный игрушечным солдатикам, размещен на вилле Альдрованди Маццакорати (Villa Aldrovandi Mazzacorati). Точный адрес: via Toscana, 17 –19. Появилась экспозиция в 1974 г. по инициативе Марио Массачези и других любителей этого необычного увлечения, которые собрали свои коллекции, чтобы сделать их доступными для публики.

В фонде музее собрано тридцать тысяч солдатиков, двенадцать из которых выставлены на обозрение публики. На выставке представлены фигурки из свинца, олова, дерева, картона, пластика. Интерес представляют реконструкции сражений, костюмы, оружие войск, от античности до двадцать первого столетия.

Вилла Альдрованди Маццакорати являет собой здание, построенное в 1761 году. Здание украшают два ряда балконов, которые поддерживают кариатиды, а на фасаде – скульптуры сирен. Привлекает внимание портик с шестью колоннами и треугольным фронтоном, оформленный в неоклассическом стиле.

Дом Кардуччи (Casa del Carducci) расположен на Piazza Carducci, 5. Сейчас это музей памяти лауреата Нобелевской премии, поэта Джозуэ Кардуччи (Giosuè Carducci).

Здание раньше принадлежало семье Кардуччи, а сам поэт жил здесь семнадцать лет. Когда он умер, дом был выкуплен королевой Маргаритой Савойской (Margherita von Savoyen). Она подарила здание городу, чтобы горожане обустроили в нем музей, посвященный памяти великого итальянца. Сейчас в музее размещена библиотека, которая состоит из 40 тыс. манускриптов и томов, есть личные вещи поэта.

По винтовой лестнице посетитель может подняться на второй этаж, где расположены комнаты Кардуччи. Из окон открывается вид на кольцевую дорогу и площадь, названную в честь поэта. Возле дома разбит сад со скульптурами, одна из которых изображает Кардуччи. Также тут можно увидеть фавна, Свободу, оседлавшую темную лошадь. Сад интересен и тем, что упирается в старую городскую стену, которая избежала разрушения.

На первом ярусе расположен музей, посвященный Рисорджименто. Так называли национальное освободительное движение в Италии. Здесь находятся картины, оружие, флаги, униформы, документы.

Стены и башни

Памяток ранней истории в Болонье немного. К ним относят развалины первых городских стен, башни. Необходимость в башнях вызвана не столько потребностью укрыться от внешнего нападения, сколько тем, что многие семейства города между собой враждовали. Помимо этого, башни демонстрировали окружающим состоятельность семьи, которая ими владела.

Стены

Ученые затрудняются сказать, когда горожане возвели первые городские стены: приблизительная дата – шестой-восьмой век нашей эры. Но сходятся на том, что строительство длилось не один год: одни участки стены построены качественно, другие явно возводились в спешке.

Укрепления делали из селенита (разновидности гипса), который добывали из горы Донато (Donato), расположенной с южной стороны города. Также в строительстве мастера задействовали камни и булыжники из старых зданий. Высота первого оборонного кольца города в некоторых местах составляла не менее восьми метров и была сделана без скрепляющего раствора. Сейчас остатки первой стены хранятся в археологическом музее Болоньи, а также на ул. Мандзони (via Manzoni).

Вторая линия укреплений появилась в XII ст. Длина оборонительных стен составляла четыре километра, и вошли они в историю под названием «Кольцо Торресотти» (Cerchia dei Torresotti). На строительство ушло двадцать лет, и если первое кольцо имело четыре выхода из города, то здесь было предусмотрено восемнадцать ворот. Некоторые из них сохранились до сих пор. Это:

  • Porta Piella (Ворота Пьелла);
  • Torresotto San Vitale (Торресотто Сан-Витале);
  • Porta Nova (Новые ворота).

Спустя сто лет город окружила третья линия оборонительных стен. Это сооружение известно под двумя названиями: «Кольцо бульваров» (Cerchia dei Viali) или «Чиркла» (Circla). Сначала стена была деревянной, затем вместо неё было сооружено ограждение из кирпича.

Длина новой линии обороны составила 6 км, высота – 9 м. В город горожане попадали через двенадцать ворот. Десять из них сохранились доныне, тогда как стены снесли в начале двадцатого столетия. Вместо них появилось кольцо бульваров, которое обрамляет исторический центр.

Две падающие башни

Символами Болонью считаются две падающие башни – Азинелли (La torre Asinelli) и Гаризенда (Garisenda), расположенные в двухстах метрах от собора Сан-Петронио.

Построены они в нескольких метрах друг от друга и наклонены в разные стороны. Причина этого – несоблюдение правильной технологии строительства.

Азинелли – это самая высокая падающая башня страны: высота составляет 97,2 м, а верхняя часть отклонена на 2,2 м. Возвели строение в начале двенадцатого века, и в разное время башня служила крепостью или тюрьмой. Чтобы спасти Азинелли от падения, здание постоянно реставрируют. Доступ туристам наверх открыт: на смотровую площадку ведут 498 ступеньки деревянной спиральной лестницы.

Состояние соседней Гаризенды значительно, хоть она и в два раза ниже: смещение башни составляет три метра. Поэтому башню, высота которой изначально составляла 60 метров, трижды укорачивали, и сейчас постройка возвышается над землей на 48 метров. Для туристов Гаризенда закрыта.

Башня Аццогуиди

В ста метрах от piazza Maggiore расположена башня Аццогудиди, известная также как Альтабелла (на итальянском звучит как Torre Azzoguidi detta Altabella). Точный адрес: via Altabella, 7. Возведена башня в конце двенадцатого столетия семейством Аццогудиди, представители которого активно участвовали в политической жизни города.

Альтабелла – по высоте вторая после Азинелли: высота её составляет 61 м. Но в отличие от неё, стоит прямо, не падает: построена Аццогудиди с соблюдением всех пропорций.

Принимая во внимание толщину стен, ученые выдвигают предположение, что Аццогудиди была выше. Основание Альтабелы выложено селенитом. Из этого же материала сделан портал в виде стрельчатой арки, которую украшает декоративный бордюр.

Чтобы увидеть башню Прендипарте (Torre Prendiparte detta Coronata), от Главной площади нужно пройти двести метров. Точный адрес: Via Sant’Alò, 5. Сейчас здесь расположен отель.

Во время строительства башни мастера использовали блоки селита и болонского кирпича. Высота постройки составляет 59,5 метров, насчитывает двенадцать этажей. Наверх ведет удобная лестница.

Возвели башню в конце двенадцатого века представители семейства Прендипарте (Prendiparte), члены которого занимали в городе высокие должности. Три века спустя башня перешла во владение семьи Фабруцци (Fabruzzi), через сто лет – к церкви. В восемнадцатом столетии в Прендипарте разместили карцер, куда сажали за преступления против христианства. Вот почему на стенах можно увидеть автографы заключенных.

Прендипарте также известна как Коронованная (Coronata). Название башне дали выступы, напоминающие корону башни, что расположены в пятидесяти метрах от земли.

Дворцы и архитектура

Туристу, который захочет осмотреть все дворцы и архитектуру Болоньи, придется потратить не один день: каждый дом здесь способен поведать свою историю о людях, что здесь жили, творили, плели интриги, рождались и умирали. Но есть в городе здания, которые обязан посетить каждый турист.

Палаццо Комунале

В центре города расположен Дворец Коммуны (Palazzo Comunale o Pubblico). Это мэрия Болоньи, которая находится на Piazza Maggiore, 6. Состоит дворец из двух домов – Дворца д’Аккурсио (Palazzo d’Accursio) и Дворца-дель-Легато (Palazzo del Legato).

Самая старая часть ратуши находится во дворце д’Аккурсио. Названо здание в честь учителя права, профессора Франческо Аккорсо (Francesco d’Accorso), резиденцию которого приобрели городские власти в конце XIII ст. Сначала здесь размещались конторы нескольких городских служб, а также хранили общественное зерно. Но уже с 1336 года во дворце д’Аккурсио начали заседать Старейшины и он стал резиденцией городских властей.

В пятнадцатом столетии дворец д’Аккурсио расширили. Его башню украсили часы с каруселью, на которых были изображены волхвы и Мария с младенцем (сняли в 1796 году). После этого здание еще несколько раз реставрировали. При Папе Юлии II возле дворца д’Аккурсио построили резиденцию для Папского легата (Дворец-дель-Легато). За счет этого Ратуша увеличилась.

В наши дни внизу ратуши находится зал городского совета, украшенный аллегорическими фресками, зал Геркулеса. На втором ярусе туристам будет интересно взглянуть на зал Фарнезе и часовню Легато, где короновали Карла V (1530 г). На третьем этаже находится музей, где выставлены холсты художников тринадцатого-девятнадцатого столетий, а также музей итальянского живописца Джорджо Моранди (Giorgio Morandi).

Дворец градоуправления

Дворец градоуправления (Palazzo del Podestà) расположен на Piazza Maggiore 6. Над ним возвышается башня Аренго (Torre dell’Arengo), колокол которой столетиями звал горожан на собрания, возвещал о важных происшествиях.


Дом был специально возведен на главной площади Болоньи, чтобы в нем заседало городское правительство. Также некоторое время здесь работали нотариусы, пока для них не построили отдельное здание. Сначала дом построили в романском стиле, затем в пятнадцатом веке фасад переделали в духе Ренессанса.

В начале двадцатого столетия главный зал дворца украсили фрески Адольфо де Каролиса (Adolfo de Carolis), которые рассказывают об истории Болоньи.

Палаццо-дей-Нотаи (Palazzo dei Notai) расположен на via de’ Pignattari, боковой улице, что примыкает к Главной площади. Точный адрес: 1. Построили дом специально для сообщества нотариусов в 1287 г., и долгое время он был резиденцией. Также тут размещался архив, где хранили завещания и другие бумаги.

О предназначении дома говорит табличка на фасаде дома и три чернильницы с перьями на красном фоне – герб сообщества нотариусов. Сейчас тут размещены государственные службы.

Последней постройкой на piazza Maggiore оказался Палаццо-дей-Банки (Palazzo Dei Banchi). Возведен дом был в XVI ст. и являет собой не столько здание, сколько декоративный фасад из пятнадцати арок, за которым скрыто несколько небольших построек. Дворец соединяется портиком с Архигимназией.

Дворец архиепископа (Palazzo Arcivescovile) построен в тринадцатом столетии по заказу кардинала Энррико делла Фратта. Расположена постройка на via Altabella, 6, имеет общий двор с храмом Святого Петра.

Строить дворец решили между возведенными ранее башнями Аццогвиди, Прендипарте, Альтабелла. Поэтому они обрамляют дворец и кажутся единым целым.

В шестнадцатом столетии мастера обновили фасад, обустроили двор, пристроили портик из четырех арок. Часовню на первом этаже декорировал Миноцци (Minozzi) в 1790 году. В девятнадцатом столетии сооружение отреставрировали.

На улице Santo Stefano расположено две резиденции богатого торговца шелком Болоньини (Bolognini). Главная находится под номером восемнадцать, вторая – одиннадцать.

Построить вторую резиденцию решил Джованни Болоньини (Giovanni Bolognini), который захотел, чтобы его семья жила в более шикарных условиях. Подготовительные работы длились двадцать лет. Поэтому строительство Палаццо Болоньини (Palazzo Bolognini) на via Santo Stefano, 11 началось в 1513 году.

Фасад здания мастера украсили верандой с терракотовыми бюстами и резными капителями. Интересно, что над этой верандой под руководством Андреа да Формиджине (Andrea da Formigine) работала Проперция де Росси (Properzia de’ Rossi), первая женщина-скульптор в истории Европы.

С начала девятнадцатого века здание сдается в аренду различным организациям. С 1823 по 1855 гг. арендатором было Casino dei Nobili. Тогда тут проводили концерты, где выступали Гайдн, Россини.


Дом Беро (Casa Berò) расположен на via Rolandino, 1. Появилась постройка в XVI ст., материал для строительства – кирпич, фасад мастера украсили терракотовыми рельефами, многочисленными арками. Здание уникально: это не дворец-резиденция знати, а дом богатого буржуа, который жил в эпоху Ренессанса, знал и ценил искусство.

Горожане называют это здание Домом Караччи. тут располагалась мастерская Агостино, Аннибале и Людовико Карраччи (Annibale, Agostino, Ludovico Carracci). Эти живописцы жили и творили в конце шестнадцатого века.

Попасть во Дворец-дель-Подеста (Palazzo del Podestà) можно во время выставок или торжественных событий. Расположен дом на Piazza del Podestà и примыкает ко дворцу Энцио, что на площади Нептуна.

Здание построили в конце XV ст. по заказу Джованни II Бентивольо (Giovanni II Bentivoglio). Предназначалось оно для резиденции глав местных управлений. Проект закончен не был из-за выдворения Бентивольо из города.

Использовали здание по-разному. Сначала здесь был суд, столетие спустя разместился театр. Он просуществовал два века, после чего в доме играли в мяч. Внизу размещались ремесленные лавки, сейчас здесь магазины-люкс.

Палаццо Лояни

Дворец Лояни (Palazzo Loiani/ Aldini-Sanguinetti) расположен на Strada Maggiore, 34. Сначала он принадлежал семье Лояни (Loiani), в середине XVI века его выкупили братья Риарио (Riario).

Значительной реконструкции дворец подвергся в 1796 г., когда его владельцем стал граф Антонио Альдини (Antonio Aldini). Он присоединил к зданию расположенную рядом башню, а также приказал поделить большой зал надвое. В результате получились два помещения – Праздничный зал и зал Добродетели. Их декор считается ярким примером неоклассики.

В наши дни во дворце расположены библиотека музыки и Международный музей Россини (Museo Internazionale e Biblioteca della Musica di Bologna). Джоаккино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossin) останавливался здесь на время ремонта в своем доме.

Аркады

Арочные галереи Болоньи растянулись по центру города на сорок километров. Они придают городу ажурность, а сочетание стилей и декора различных эпох – необыкновенный вид.

Строить аркады начали в Средневековье, чтобы расширить дома в сжатых условиях города. Сначала галереи возводили из дерева, затем они сменились каменными постройками с колонами. В городе нет аркад, ниже 2 м 66 см: всадник на коне должен был беспрепятственно через них проехать.

Поскольку строительство аркад не прекращалось до девятнадцатого столетия, здесь можно изучить историю аркадного строительства последних веков. Самая длинная аркада ведет к церкви Мадонны Святого Луки.

Сады и парки

Наиболее известными парками Болоньи являются Сады Маргариты (Giardini Margherita), Сады Монтаньола (Giardino della Montagnola) и Ботанический сад (Giardini Botanici). Каждый из них привлекателен по-своему.

Главный вход в парк Сады Маргариты via Murri. Был открыт в 1879 году, и с тех пор его вид изменился мало. Здесь на площади в 26 га раскинулось озеро с фонтанами, которое окружают искусственные скалы, сделанные из селенита. Рядом построен деревянный дворец.

В парке немало дорожек из гальки, длинных аллей, просторных полян. Отдохнуть можно в дубовых рощах и среди хвойных деревьев.

В парке находится археологическая зона, где в конце XIX века обнаружили этрусские захоронения: 243 могилы, самые старые из которых относятся к 550 г. до н.э. Эта находка дала повод археологам осудить о древности города.

Особенностью захоронений оказались подковообразные стелы, сделанные из песчаника. На них изображены картины на тему путешествия в царство мертвых. Стелу и погребальные предметы, среди которых немало ценных вещей, можно увидеть в археологическом музее. А в археологической зоне парка установлена реконструированная хижина эпохи Вилланова. Так называют древнейшую культуру железного века, которая относится к XII-VIII вв. до н.э.

Ботанический сад Болоньи расположен на via Irnerio, 4. Он один из самых старых на континенте. Сад интересен не только своим возрастом, флорой, но и тем, что в течение нескольких столетий несколько раз переезжал.

Первый ботанический сад города появился в 1568 г. в одном из внутренних двориков Главной площади города по инициативе Болонского университета. Спустя двадцать лет сад перенесли к воротам Санто Стефано (Porta S. Stefano), где ему выделили площадь в 5 тыс. км2.

На теперешнем месте ботанический сад оказался в начале девятнадцатого века, когда к университету перешло здание колледжа Феррарио (Ferrario). Сразу после этого были изготовлены теплицы, обустроены места для посадки растений. Некоторое время спустя был открыт обучающий центр, в котором любой желающий получит максимальные данные о здешних растениях.

Ботанический сад сильно повредили бомбежки в ходе второй мировой войны. Серьезной потерей считается разрушение оранжереи, где выращивали растения с времен Наполеона. Сейчас площадь ботанического сада занимает два гектара, на которых растет пять тысяч видов флоры.

Сады Монтаньола

Сады Монтаньола раскинулись на одноименном холме, высота которого составляет шестьдесят метров. Наверх можно подняться по мраморной лестнице, недалеко от которой развалины крепости Castello Di Galliera и ворота Галлиера (Porta Galliera) из третьего кольца укреплений.

У подножья холма – скульптура Паскуале Риццоли (Pasquale Rizzoli). Посвящена она всем павшим горожанам в августе 1848 года: они защитили Болонью от австрийских войск. Композиция изображает итальянца со знаменем в руках, у ног которого павший австрийский солдат.

В прежние времена здесь рос лес, который в семнадцатом веке проредили и проложили тропинки для прогулок верхом. В начале девятнадцатого столетия здесь разбили парк на французский манер. Появились первые скульптуры, искусственно созданный пруд. Мраморная лестница была сооружена в 1896 году.

Соединяет Болонью с крупными городами Италии и Европы аэропорт Aeroporto Internazionale Guglielmo Marconi. Поэтому из Москвы самолет летит три с половиной часа. Сам аэропорт расположен в шести километрах от города, а потому добраться до центра Болоньи можно менее, чем за 30 минут автобусом или на такси – за последний, более комфортный вариант придется заплатить около 35 евро. Заказать трансфер заранее рекомендуем в компании – вас встретят с табличкой, стоимость фиксированна и никаких сюрпризов с таксистами.

Автобусный вокзал города принимает и международные автобусы. Станция размещена на Piazza XX Settembre, недалеко от ж/д вокзала.

Мы влюблены в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рады делиться полезными советами и вдохновлять вас на путешествие в самую прекрасную страну в мире. Ждём всех желающих влюбляться с нами в Италию на наших в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Болонье, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.

Болонья (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Болоньи с описанием, путеводители и карты.

Город Болонья (Bologna)

Болонья (Bologna) - город студентов, ученых, кулинаров, город башен и аркадных зданий, один из главных интеллектуальных центров Италии. Он непременно очарует своей необычайной атмосферой, где творчество и наука, молодость и старость, эмоции и трезвый расчет сплелись воедино.

Болонья расположена в области Эмилия-Романья на севере Италии неподалёку от Флоренции и Римини . Благодаря удачному расположению и развитой промышленности – это один из самых богатых городов страны с высоким уровнем жизни. Болонья – это колорит старого итальянского города: крепостные стены, узкие и кривые улочки, старинные здания, портики и аркады, многочисленные памятники истории и культуры - великолепные церкви, роскошные палаццо, высокие башни. Архитектура исторического центра города относится к 13 - 14 веку.

Главные площади города - пьяцца Неттуно (площадь Нептуна) и пьяцца Маджоре (Большая площадь), на которых распожены интересные памятники истории. Другими интересными историческим объектами являются высокие башни - гордость богатых семей города. Раньше их было более ста. В настоящее время башен сохранилось гораздо меньше, но они все равно выделяются в городской архитектуре.

Также здесь расположен самый старый Университет Европы, который основан в 11 веке. Сейчас в Болонском университете обучаются 90 000 студентов (почти 1/3 часть населения города).

Практическая информация

  1. Население - более 380 тыс. человек.
  2. Площадь - 140 км².
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.

История

Ученые считают, что Болонья была основана этрусками примерно в 510 году до н. э. Тогда город назывался Фельсина и был построен вокруг древнего святилища. В 4 веке до н.э. город захватили кельты, переименовав город в Боннонию.

Во втором веке Болонья стала римской колонией. В эпоху расцвета могущества Римской Империи город превратился в один из самых больших и богатейших городов, в нем были построены красивые здания и памятники, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились.


С распадом Римской Империи в начале Средневековья Болонья побывала под властью Равеннского греческого экзархата, затем ломбардского короля Луитпранда. Пока император Карл Великий не даровал поселению права свободного города. С этого времени и поныне на гербе красуется слово «libertas» - свобода.

В 11 веке в Болонье был основан Университет – один из старейших в Европе, в 13 веке – отменили крепостное право.


Во второй половине 12 века город вошёл в состав Ломбардской лиги, которая была противником Фридриха Барбароссы. Несмотря на стремлении к демократии, Болонья всегда ревностно поддерживала власть Папы Римского.

В 1512 г город был вновь присоединён к римским владениям.


В 17 веке Болонья становится интеллектуальным центром всей Европы. Сюда съезжаются знаменитые учёные, выпускники Университета совершают важные открытия (здесь, например, учился Коперник). В новое время город вошел в состав Цизальпинской республики.

В 1860 г. Болонья вместе со всей Романьей присоединилась к Итальянскому королевству.

Еда и питье

Болонья - кулинарный центр Италии, родина соуса «болоньезе», тортеллини, колбас сальсичча и мортаделла. Обязательно здесь стоит попробовать традиционные блюда: Tagliatella Bolognese, Tortellini, Spuma di Mortadella, Lasagne Verdi alla bolognese, Raviole Bolognesi, Friggione.


Достопримечательности

Одна из самых главных и самых больших церквей Болоньи - 132 метров в длину, 66 метров в ширину, 47 метров в высоту. Базилика расположена в историческом центре города на Пьяцца Маджоре.

Строительство базилики началось в 1390 году. Позже структура здания была изменена на форму латинского креста. Крыша нефа и апсиды были завершены только в 1663 году по проекту Джироламо Райнальди. Следует отметить, что в церкви функционирует орган, построенный в конце 15 века.

Режим работы: Ежедневно с 8:00 до 18:30 (до 18:00 в зимний период).

Стоимость: Бесплатно. Групповая экскурсия 8 евро.


Красивая старинная церковь, построенная в начале 13 веке основателем доминиканцев испанцем Домиником Гусманом. Его останки хранятся здесь в красивой часовне в мраморном ковчеге. Интерьер базилики украшен фресками Гверчино, Липпи, Караччи.

Адрес: Piazza San Domenico, 13 40124 Bologna

Режим работы: С понедельника по пятницу с 9:00 до 12:00 и с 15:30 до 18:00. Суббота с 9:00 до 12:00 и с 15:30 до 17:00. Воскресенье с 15:30 до 17:00.

Стоимость: Бесплатно

(TORRE DELL’ARENGO) - башня в историческом центре Болоньи, на площади Нептуна, уникальная своей историей и структурой. Башня создает единый ансамбль с палаццо Подеста. Башня была построена в начале 13 века. В середине 15 века здесь была установлена колокольня с 47-тонным бронзовым колоколом.

Адрес: Piazza del Nettuno, 40124 Bologna

Кирпичная башня 12 века в Болонье, построенная богатой семьей гвельфов. Высота башни составляет 60 метров. Одна из старейших башен города. В середине 18 века она была превращена в тюрьму.


Старейший университет Европы, основанный в 1088 году. Здесь обучались Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гвиницелли, Николай Коперник. Здесь проводили исследования Гальвани, Алессандро Вольта. В университете обучаются 90 тыс. студентов.


Ворота 17 века в городе Болонья. Их еще называли ворота паломником, т.к. через них проходили верующие по пути монастырь Сан - Лука.

Адрес: Piazza di Porta Saragozza - 40123 Bologna


- "маленькая Венеция " в центре Болоньи, живописный небольшой канал между старинными зданиями. Канал является продолжением канала Рено.

Адрес: Via Capo di Lucca - 40126 Bologna (BO).


Кафедральный храм Болоньи, построенный в конце 16 века Римским Папой Грегорио XIII. Хотя истоки первой церкви на этом месте восходят к 10 веку. Внутри храм украшен картинами Просперо Фонтана, Карраччи, Франческини и Донато.

В архитектуре собора выделяется 70 метровая колокольня, которую начали строить в 11 веке, а закончили в начале 15 века. Самый большой колокол весит 33 тонны, а вес всех колоколов составляет 65 тонн.

Адрес:Via dell"Indipendenza, 64 40126 Bologna

Режим работы:Ежедневно с 8.00 - 18:45. Во время богослужений туристам может быть вход воспрещен.


Вертикальные доминанты Болоньи. Построены из простого кирпича.

Башня Азинелли построена в начале 12 века. Высота башни 97,2 метра. Чтобы попасть на верх нужно преодолеть 498 ступенек. Башня отклонена от оси на 2,2 метра.

Башня Гарисенда построена в 14 веке. Её высота составляет "всего" 47 метров, а отклонение от оси более 3 метров.

На вершине башни Азинелли работает смотровая площадка с потрясающей панорамой Болоньи.

Адрес: Piazza di Porta Ravegnana, 40126 Bologna, Италия

Режим работы: С 1 апреля по 30 сентября 2016 года: с 9:00 до 19:00. С 1 по 31 октября 2016 года: с 9:00 до 18:00. С 1 ноября 2016 года: с 9:00 до 17:00

Стоимость: 3 евро


Пьяцца Маджоре или Большая площадь - одна их центральных площадей в историческом центре Болоньи. Главные достопримечательности площади: базилика Сан - Петронио, палаццо Аккурсио, палаццо Подеста. Была образована в начале 13 века.


Площадь в историческом центре Болоньи, основанная во второй половине 16 века. Основное назначение площади - расширение существующего пространства между Палаццо Коммунале и Палаццо Подеста. На площади установлен фонтан Нептуна, разработанный Лаурети между 1563 и 1566 годами.

Адрес: Piazza del Nettuno - 40124 Bologna


Религиозное сооружение в честь Пресвятой Богородицы в Болонье, один из символов города. Здание было построено Дотти в середине 18 века. Путь сюда из города на протяжении 4 километров украшен более чем 600 аркадными арками.

Адрес:Via di San Luca, 36 40135 Bologna

Режим работы:С 6.30 до 17.00.

Стоимость:Бесплатно

Башня на небольшой площади пьяцца Гальвани в Болонье, одна из трех "средневековых небоскребов" города. Принадлежала влиятельной семье гвельфов. Высота башни составляет 30 метров.

Адрес: Piazza Galvani, 4, 40124 Bologna

Выберите (кликните) месяц вылета из Болоньи в Испанию

Если на графике отсуствует нужный месяц вылета , просто заполните форму поиска и найдите билет.

Каждый раз, как посетители нашего сайта заполняют форму и запускают поиск, мы сохраняем результаты. Особенно тщательно мы храним цены, которые посетители нашего сайта получают при поиске авиабилетов. На основе этой информации мы помогаем быстро подобрать даты с самыми низкими ценами на перелет в Испанию из Болоньи. На графике представлена ориентировочная цена авиабилета Болонья - Испания, которая получена из последних поисков авиабилетов по данному направлению. Однако нужно отметить, что оказанная стоимость авиабилета дает лишь общее представление об уровне цен на эти рейсы в указанный период времени и приведена исключительно для информации, гарантировать показанную цену при покупке авиабилетов мы не можем. Точная цена авиабилета будет показана только после выполнения поиска. Чтобы произвести поиск авиабилетов из Болоньи до Испании выберите на графике дату вылета и возвращения, заполните информацию о пассажирах и нажмите кнопку «Найти».