Троицкое-Голенищево
У Мосфильмовской улицы раскинувшееся у слияния двух рек - Сетуни и Раменки когда-то находилось богатое патриаршее село Троицкое-Голенищево. От него осталась лишь одна церковь, к которой можно пройти внутрь квартала у дома №18 на Мосфильмовской улице. Там, в глубине застройки стоит церковь во имя Живоначальной Троицы - стройная и несколько суровая композиция, основой которой являются шатровые формы двух приделов и главной церкви, воздвигнутой на массивном основании четверика с закомарами. Этим формам вторит и шатровое завершение более поздней колокольни.

2.

3.

Село прославилось в русской истории тем, что оно было местом пребывания одного из самых образованных наших иерархов, митрополита Киприана. Он любил эти места, недальние от Москвы и в то же время спокойные, покрытые густыми, вековыми лесами. Точное место киприановского загородного дворца неизвестно, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у впадения Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом комплексе "Золотые Ключи", который находится у автобусной остановки Каменная плотина на Минской улице.

4.

5.

6.

Название остановки - все, что осталось от деревни под тем же названием. Известие о том, что именно тут жил митрополит Киприан, содержится в "Степенной книге царского родословия": "Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже тогда бысть оба полы лес мног, иде же есть церковь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, Епископы и Попы ставляше, иде же и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца Митрополита всея Русии, житие написа".

7.

8.

9.

Здесь он построил себе дворец и свою "опришную" церковь рядом, освященную во имя Трех Святителей. Тут он "любяше часто приходити и пребывати на деле книжного писания, бе бо место тихо и безмятежно и покойно". Здесь митрополит Киприан "и разболевся лежаше неколико дний дондеже и преставися".
Скончался он 16 сентября 1406 г., отсюда его провожал "честно весь град" до Успенского собора в Кремле, где его и похоронили. За четыре дня до смерти Киприан написал грамоту "незнаему и страннолепну, яко прощальну", которую он просил прочесть при своем погребении:"еже и бысть, еже и сотвори преподобный епископ Григорей ростовский, прочте ю всегласно, да услышена бует во уши всего народа. И внегда чтущу ему, тогда многих от предстоящих на слезы подвижа". В своем предсмертном письме Киприан сказал, что основное в жизни - оставить после себя духовное наследие в научение людям.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

По замечанию Забелина, "вот еще когда была глубоко понятна (на берегу глухой Сетуни) истинная цена науки и литературы, истинная цена человеческой духовной деятельности".
И после митрополита Киприана эти места продолжали быть любимой резиденцией московских митрополитов. Так, в 1474 г. митрополит Геронтий выстроил ниже по реке Сетуни церковь Иоанна Богослова и дворы "срядил и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил".

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Известно, что в начале XVII века здесь уже находится деревянная Троицкая церковь с приделом св. Леонтия чудотворца, которую вскоре заменило каменное здание, существующее без особых изменений и поныне: "Марта 19 (1644г.) по указу великого господина св.Иосифа патриарха Московского и всея Русии и по уговорной записи, какова взята в нынешнем во 152г. марта в 16 день, каменных дел подмастерью Лариону Михайлову Ушакову, что ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с пределы, а делать та церковь по указу и по чертежу государева подмастерья Антона Костянинова, каков он свое чертеж дал к тому церковному строению, по уговору на каменное церковное дело первых задаточных денег сто рублев дано".

24.

25.

26.

27.

28.

План церкви почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. В 1660 году были построены трапезная и колокольня. В 1812 г. церковь была сожжена и вместе с северным приделом обращена в конюшню.

В южном приделе во имя св.Ионы митрополита, уцелевшем от пожара, в иконостасе находился замечательный по древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в начале XVII века; в числе деяний - исцеление дочери великого князя Василия Дмитриевича и исцеление неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших. Храм обновлялся в 1898-1902 годах.

29.

30.

31.

32.

33.

По воспоминаниям старожилов, в храме и приходе особо чтили св.Киприана. Здесь в 1921 г. служил Патриарх Тихон, в 1922 г. - дважды митрополит Трифон, в 1923 г. - митрополит Петр (Полянский).
Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов священомученника Агапия и митрополита Ионы перенесены в ближайшую действующую церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному престол свв.Агапия и Ионы.

Иконостас взял С.Эйзенштейн для съемок фильма "Иван Грозный", после чего он пропал. В 1966 г., по записи М.Л. Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не был покрыт железом.

34.

35.

36.

Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась проходная. В конце 70-х склад из храма был выведен, здание пустовало - пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987г. включивший также переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета, прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей.

В 1990 г. был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В январе 1991г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего храма. 7 января 1992г., на Рождество Христово, служба была уже внутри церкви.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

После уничтожения Патриаршества село было отдано в казну и подарено Петром II своему фавориту князю Ивану Долгорукову, но после неожиданной смерти Петра время Долгоруких кончилось, они потеряли все, что имели: имущество их было конфисковано, Троицкое-Голенищево опять перешло в казну и с того времени им управляло ведомство Коллегии экономии. По описи 1752 г. здесь был "дворец, а в нем палаты каменныя в один апартамент с крыльцом прихожим на четырех столбах, с шатровым верхом, палата скаетрная черная, палата посольская, где живал посольский старец, казенная палата. над вышеписанными палатами каменными деревянныя в два апартамента были кельи святейшего патриарха".

Дворец окружали каменные стены с угловыми башнями. На южной стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи.
Во время чумной эпидемии в 1771 г. в уже старом патриаршем дворце устроили карантин "для сумнительных людей, кои в одном покое с зараженными жили". В XVIII веке в село проникают фабрики: в середине века Синод отдает часть земли содержателю полотяной фабрики Василию Чурашеву, "доколе на той земле фабрика стоять будет". Судя по исповедным церковным ведомостям в 1800 г. у селя находился кирпичный завод, называвшийся Усть-Сетуньским, и вокруг него Устинская слободка.

Однако большее развитие фабрики поучили в следующем веке: так в 1876 г. тут числятся суконноотделочное заведение Досужева и кирпичный завод Байдаковых.
Перед реформой 1861 г. жители Троицкого-Голенищева были государственными крестьянами и после реформы село быстро развивалось: по сведениям 1852 г. в нем насчитывалось 90 дворов с 340 жителями, в 1869 г. - 131 дом с 700 жителями. Ближе к Москва-реке, на высоком ее берегу, располагалась слобода потылиха или, как ее иногда называли, Батылиха.

43.

44.

45.

В 1869 г. в ней насчитывалось 17 дворов с 73 жителями и работали три фабрики - две платочные и одна суконная. В 1927 г. в слободе стали строить кинопавильоны, ставшие основой крупнейшей в России студии "Мосфильм".
Само село Троицкое-Голенищево полностью снесено. Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной охране под № 379. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный.

46.

47.

48.

49.

50.

Информация с сайта


Родился в 1950 году в городе Спасске Рязанской области в семье священника. В 1967 году закончил среднюю и музыкальную школу по классу скрипки в г. Касимове. Поступил в московское музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных, откуда призван служить в армию. После нее закончил семинарию, и в 1978 году - Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию по библеистике. Служил диаконом и протодиаконом в Николо-Хамовническом храме г. Москвы, а потом священником в Никольском храме в Ржавках (г. Зеленоград). Преподавал в Московской духовной академии (доцент кафедры Литургики) и Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (профессор, заведующий кафедрой Литургики). С 1990 года настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве, который много лет пришлось восстанавливать.


Родился 4 августа 1954 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).

Крещен 7 декабря 1978 года в храме Ризоположения в селе Леоново (Москва). Небесный покровитель - святитель Николай Мирликийский. День тезоименитства - 19 декабря.

В 1972–1974 годах проходил срочную службу в рядах СА в войсках связи. В настоящее время старший лейтенант запаса. В 1986 году по линии военкомата участвовал в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС.

В 1980 г. окончил Геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

С 1989 по 1991 год - алтарник в Николо-Хамовническом храме, а с 1991 по 1993 год - алтарник храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.


Родился в Одессе 3 июля 1971 года.

В 1995 году окончил Одесскую Государственную Морскую Академию, работал судовым механиком Черноморского морского пароходства, энергетиком Центра международной спутниковой связи.

С 1999 по 2002 год был псаломщиком в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кунье, Курской епархии. В 2002 году поступил на Миссионерский факультет ПСТГУ. В 2007 году окончил ПСТГУ по специальности «Религиоведение».

В 2005 году принят алтарником в храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Епископом Ставропольским Кириллом на Фомину Неделю 2010 года был рукоположен в сан диакона.

6 мая 2013 года, в понедельник Светлой седмицы, день памяти святого великомученика Георгия Победоносца в храме на Поклонной горе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил отца Максима в сан иерея.


Родился в Вологде 3 марта 1963 года. После окончания школы поступил в Московский институт электронной техники (МИЭТ) на физико-технический факультет. Отработав 3 года на Вологодском оптико-механическом заводе по распределению, продолжил обучение в аспирантуре МИЭТ, которую закончил в 1992 году. 17 января того же года крестился в Покровском храме села Головково. Помогал в восстановлении храма и принимал участие в богослужениях: звонил на колоколах, пел на клиросе, потом был чтецом и уставщиком до мая 1994 года. С мая по ноябрь 1994 года был алтарником в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

В 2004 году, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, награжден двойным орарем. В 2009 г., в Великую Среду, Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона.


Родился 09 марта 1983 года в Москве в семье священника. Крещен в честь прп. Анатолия, в Дальних пещерах почивающего, память 03/16 июля.

В 1998 году закончил музыкальную школу по классу кларнета. В 2000 году закончил среднюю школу № 1323 г. Москвы. В этом же году, по благословению духовника семьи, арх. Иоанна (Крестьянкина), поступил на дневное отделение Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

В 2006 году окончил магистратуру ПСТГУ, в 2009 году окончил аспирантуру при ПСТГУ. С 2006 по 2008 год преподавал Богослужебный Устав для дневного и вечернего отделения ПСТГУ.

С 1998 по 2011 год нес послушание алтарника и певчего в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

С июля 2013 по 07 сентября 2014 года нес послушание алтарника и чтеца храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 04.08.2014

Адрес : Мосфильмовская, 18А, м.Парк Победы 1,6 км
Как добраться : От метро «Киевская» троллейбусы №№ 7, 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная».

Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI в. и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 г.
Православный храм построен в 1644-1645 г.г. по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV в.
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 г., было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 г. митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII в. уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия.
В 1644-1645 г.г. Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 г. В 1860 г. колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.
Во время Отечественной войны 1812 г. село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление.
В советское время храм был закрыт в 1939 г., иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.
В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. Богослужения возобновлены в 1992 г. В 1990-е г.г. церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки.
В 1999 г. к трапезной части храма была пристроена деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана.


Ворота Троицкого храма

Троицкий храм

Троицкий храм

Троицкий храм


Деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана


Часовня Киприана


Старинные надгробия





Остатки долины реки Кипятки - правого притока Сетуни. Длина около 2 км, заключена в подземный коллектор. Название связано со словом "кипеть" и отражает характер течения реки: она быстрым потоком спускалась с Воробьёвых гор.


Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево September 11th, 2014

Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.

Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трёх Святителей была, по всей вероятности, деревянной и стояла на горке, и доcеле известной под именем Трёхсвятской. А в XVII веке в Голенищево действовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-ом - 1645-ом годах Ларион Ушаков (зодчий?) построил на её месте новый шатровый каменный храм, сохранившийся до наших дней.

В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).

В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины "Иван Грозный" да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.

В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок "Киприановский источник".


...И христиане рассказывают очень странную вещь: будто бы Иисус никогда не смеялся. Они изобразили Христа очень печальным, мрачным, трагическим - потому, наверное, что сами много страдали, не находя смысла в жизни. И потому, что ваши церкви превратились в кладбища - радость там больше не живёт. И потому, что ваши священные писания превратились в заспиртованную змею, какую можно увидеть только в музее. Она будет жить долго. Но змея, греющаяся на солнышке, оживает. Змея, сидящая на скале, задремавшая вечерком, змея, ползущая по дереву или плывущая вместе с ветками по реке - эта змея жива. Заспиртованная змея будет жить долго, потому что она мертва. Реальная змея, живая змея, не будет долго жить, - её смерть придет. Заспиртованная змея бессмертна.

Иисус умер. Он был цветком, который расцвёл утром, а вечером ушел. Но Христос, придуманный христианами, живёт. Это заспиртованная змея, закрытая в бутылке, экспонат музея. А священные писания - это приколотые булавками бабочки. Вы можете коллекционировать бабочек и прикалывать их булавками - они будут выглядеть как бабочки, но они уже не бабочки. Ибо что такое бабочка, если она не свободна, не жива, не скитается с одного цветка на другой, если она не окрылённый скиталец - что она тогда? Она ничто. Труп.

Таковы и ваши Библии, и ваши Веды, и ваш Коран. Это придуманные вещи. Иисус, реальный Иисус, является освобождением. Вы же наложили на реального Иисуса вашего собственного Иисуса, который никогда не смеётся. Иисус был человеком совершенно иной природы, он общался с красивыми людьми. Он не общался со святыми - он общался с пьяницами, с картёжниками, с проститутками. Он общался с реальными людьми, с подлинными людьми. Он не общался с мнимыми святыми, он общался с грешниками.

Святые - это приколотые булавками бабочки. Грешники живы - это змея, греющаяся на солнце. Иногда грешники становятся святыми, но их святость совсем иного свойства. Они не принадлежат ни к одной церкви, они не принадлежат ни к одной секте. Может ли святой принадлежать? Святой подобен благоуханию, он свободен, как ветер, - он не может принадлежать. Иисус никогда не принадлежал к кому-либо. Вот почему иудеи гневались на него - они хотели, чтобы он принадлежал. Настоящих святых никогда не признают святыми, ни одна церковь не освятит их как святых. А святые, освященные церковью, - это действительно мнимые, мумбо-юмбо, ложные, искусственные, синтетические, пластиковые святые. Да, они не смеются, это верно. Но Иисус - святой иного рода. Он смеётся, он пьёт, он хорошо есть, он любит. Он был подлинным человеком земли, очень земным, укоренённым в земле...

Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?

Всё проходит...

Детская площадка на церковном дворе.

Между церковью и ближайшим жилым домом раскинулся пустырь с голубятней (на фото) и ржавыми гаражами, к которым ведёт сквозь заросли кустов земляная дорога ну совершенно сельского вида. На краю пустыря обитает компания "церковных" бомжей. По утрам они дежурят у церковных ворот (загорелые, чумазые, немолодые), выпрашивая монетки у прохожих, днём разбредаются по своим делам, а вечером возвращаются под стены храма, и голоса их, не слишком трезвые, но неагрессивные, долго ещё разносятся по окрестностям из кромешной темноты.

Днём мимо ночлежки бомжей гуляют местные жители, вечером в двух шагах от неё паркуются дорогие автомобили (рядом стоит элитный жилой комплекс). Бомжи удивительным образом вписались в "архитектуру" одного из самых престижных районов Москвы. Вот что крест животворящий делает!

Дорога к гаражам.

Троицкая церковь от 2-го Мосфильмовского переулка. Уютный "пятачок" с фруктово-овощными палатками в двух шагах от Мосфильмовской улицы.