В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России - Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор - это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы . И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, - Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы - они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем - это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет - с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора - собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда - круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание - перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировались они через специальные узкие отверстия - продухи. Изначально помещение использовали как склад - там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили - его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них - собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили - по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом - он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы - Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями - они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d"Ar

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Золотые купола

Строительная площадка на углу улицы Юрловской и проезда Дежнева на границе районов Отрадное и Медведково заполнялась людьми с раннего утра. Женщины в длинных юбках и платках шли под руку с серьезными бородатыми мужчинами в кожаных куртках. Рядом семенили на высоких каблуках девушки в кружевных косынках и солнечных очках — некоторые останавливались, чтобы сделать селфи. Дети из школ района Отрадное несли в руках белые воздушные шарики в форме голубей, а школьники из Медведково — цветы. Юноши спортивного вида развернули красный транспарант, на котором золотыми буквами было выведено: «Ваше Святейшество, молодежь Северо-Восточного административного округа приветствует Вас!».

Так 22 апреля 2015 года начинался молебен освящения закладки храма Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Посреди фундаментных свай установили временный помост; ближе к полудню по красной дорожке на него поднялся Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Его сопровождали советник патриарха по вопросам строительства, куратор программы строительства 200 храмов и депутат Госдумы Владимир Ресин, а также президент «Транснефти» Николай Токарев.

Освящение закладки храма Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Средства на строительство церкви выделила компания «Транснефть» (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Чем динамичнее развивается жизнь, чем стремительнее развиваются научные и технические достижения, — голос патриарха Кирилла усиливали динамики. — Чем большую роль в жизни людей играют машины, автоматы и прочие бездушные системы, тем важнее для человека укреплять свой дух, чтобы никогда не стать рабом внешних обстоятельств, сохранить Богом данную свободу, а вместе с этой свободой и подлинное человеческое измерение своей жизни. Пусть Господь благословит строителей, жертвователей, всех тех, кто трудится для созидания этого Божиего храма. Я хотел бы выразить особую благодарность Николаю Токареву, руководителю «Транснефти», который вместе со своими сотрудниками от лица возглавляемой им организации принял решение содействовать строительству этого святого храма».

Храм в Отрадном на 500 прихожан строит концерн «Крост», бессменный подрядчик РПЦ более 20 лет, а благотворителем выступает «Транснефть».

По словам Токарева, храм будет построен до конца 2016 года и обойдется компании в 270 млн руб. «Дорога к этому храму была небыстрой, — пояснил Токарев корреспонденту РБК. — Но дать денег на строительство мы решили без колебаний». Компания много лет взаимодействует с РПЦ, а также помогает строить мечети в Татарстане и Башкирии. «Да, стройка храма — дело очень недешевое, — признался Токарев. — Но в этом пункте интересы РПЦ и «Транснефти» совпадают».

«Транснефть» — одна из многих структур, на чьи деньги реализуется программа по строительству храмов в Москве. РБК разбирался, как возводятся храмы, кто из предпринимателей помогает в этом патриархии и во сколько все это обходится.


Начало

Через несколько дней после своей интронизации, 5 февраля 2009 года патриарх Кирилл встречался с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. На встрече обсуждалась острая нехватка церквей в Москве; Лужков пообещал строить храмы так, «чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности». На тот момент общее количество храмов и часовен в епархии города Москвы составляло 837 (как сообщили РБК в Московской патриархии, сейчас их 945). «Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений, то тогда для того, чтобы Москве дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм», — сетовал тогда патриарх. Минимальную потребность оценили в 200 новых церквей.


Бывший мэр Москвы Юрий Лужков (на фото слева, справа патриарх Кирилл) пообещал строить церкви так, «чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности» (Фото: ТАСС)

Через несколько месяцев после разговора патриарха и мэра было подготовлено распоряжение московского правительства, регулирующее выделение участков под строительство. Но подписано оно было уже не Лужковым: в конце сентября 2010 года градоначальник был отправлен в отставку. Распоряжение № 2367—РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы» подписал на тот момент ВРИО мэра и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Подпись под документом он поставил 20 октября 2010 года, за день до назначения на должность нового мэра Сергея Собянина.

Но и Собянин не упускает программу из виду. «В силу исторических причин действующие храмы расположены в центре города», — говорится в ответе градоначальника на вопросы РБК. «Спуститесь в воскресенье утром в метро, — призывает мэр. — Вы обязательно увидите людей с православными молитвословами в руках, которые вынуждены вставать ни свет ни заря, чтобы добраться до храма». При этом мэрия только «помогает с оформлением документов» (на земельные участки, которые префектуры подбирают вместе с Москомархитектурой) и проведением публичных слушаний «по вопросам целесообразности строительства храмов» при выборе участков под строительство. Если согласие граждан получено, департамент земельных ресурсов утверждает схемы участков на кадастровой карте и оформляет право «религиозной организации на земельные участки» в безвозмездное срочное пользование.

Для сбора частных пожертвований на строительство храмов по программе «200 храмов» в январе 2010 года финансово-хозяйственным управлением (ФХУ) РПЦ был учрежден Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он заключает договор с благотворителями «О пожертвовании на строительство» и перечисляет деньги.

Председатель правления фонда — руководитель ФХУ РПЦ архиепископ Егорьевский Марк. Сопредседатели попечительского совета — патриарх Кирилл и Сергей Собянин, среди членов совета — Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»). Кто и как наполняет этот фонд?

Чьи деньги

Годовой бюджет на строительство церквей в Москве архиепископ Марк и Владимир Ресин оценивают в 1 млрд руб. Фонд поддержки строительства храмов, как говорится в его отчете за 2014 год (есть в распоряжении РБК), собрал около половины этой суммы — 533 млн (в 2011 году сборы были вчетверо меньше — 122 млн). 97% этих поступлений в 2014 году обеспечили юридические лица, говорится в документах фонда.

На первом месте — благотворительный Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, перечисливший на строительство храмов 165,7 млн руб. В уставе фонда указано: его учредителями «являются физические лица, объединившие свои усилия для достижения цели деятельности фонда, на основе добровольных имущественных взносов». Председатель совета фонда — Виктор Христенко, в прошлом министр промышленности и торговли, сейчас председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. Среди учредителей — супруга Христенко, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, сообщил РБК представитель фонда. По декларации Голиковой, совокупный доход их семьи за 2013 год составил 16 млн руб. Помимо них учредителями фонда являются давние соратники экс-министра: его бывший зам, а ныне инвестбанкир Андрей Дементьев, экс-глава «Оборонпрома» Андрей Реус, а также нынешний председатель совета директоров ОАО «Ульяновский автомобильный завод» Сергей Преображенский (данные СПАРК).


Председатель совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, бывший министр промышленности и торговли Виктор Христенко и его супруга, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, один из учредителей фонда, нашли средства на строительство храма на Можайском шоссе (Фото: Коммерсантъ)

Принять участие в строительстве одного из храмов по программе Христенко предложил патриарх Кирилл, гласит ответ пресс-службы Евразийской экономической комиссии на запрос РБК. Экс-министр согласился. К концу 2014 года на Можайском шоссе построили храм, получивший статус патриаршего подворья Свято-Успенского Старицкого монастыря на 300 прихожан.

Среди других крупных жертвователей Фонда поддержки строительства храмов — фонд «Ютис», аффилированный с группой компаний Coalco Василия Анисимова. «Ютис» пожертвовал 108 млн руб. (Анисимов от комментариев для этой статьи отказался).

На последнем месте в списке крупных жертвователей благотворительный фонд «Система» (АФК «Система») с 16 млн руб. По словам президента БФ «Система» Татьяны Гвилава, фонд финансирует строительство храма в честь святого Ермогена на 200 прихожан на Осенней улице. Первый камень заложили в 2012 году; за три года в строительство храма БФ «Система» вложил 50 млн руб. В церемонии освящения камня принял участие председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков.

Половину бюджета жертвователи перечисляют напрямую, испрашивая, по словам Марка, «благословения патриарха, но не заключая договор с фондом и работая с приходом».

Деньги на веру

Список бизнесменов-жертвователей весьма разнообразен — от самых богатых и знаменитых до предпринимателей средней руки. По воспоминаниям Владимира Ресина, Владимир Потанин, занимающий первую строчку в списке Forbes в 2015 году с состоянием в $15,4 млрд, несколько месяцев назад лично обратился к патриарху «с просьбой благословить на финансирование строительства храмов». Благословение было получено, а Ресин порекомендовал Потанину два адреса под стройку. В пресс-службе ГМК «Норникель» РБК подтвердили, что «Норникель» возводит храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Александра Невского (ул. Лобачевского) на 800 прихожан и храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших (пересечение ул. Новочеремушкинской и ул. Гарибальди) на 500 прихожан. По утверждению архиепископа Егорьевского Марка, Потанин уже перечислил на строительство двух храмов около 70 млн руб. Один из застройщиков программы в беседе с РБК оценил общие затраты в 600 млн руб.

«Потанин ​— молодец: совсем недавно испросил благословение на строительство храмов, перечислил деньги и тут же возглавил список Forbes. Так что видите, все делается не без помощи Божьей», — улыбается архиепископ. А вот «Газпром», хоть и входит в состав попечительского совета, на строительство храмов денег пока не дает, сетует он в разговоре с корреспондентом РБК.


Некоторые жертвователи предпочитают оставаться в тени. Например, при строительстве храма Всемилостивого Спаса в Митино на 500 человек, которое обошлось в 270 млн руб., 40% суммы напрямую приходу дали «жертвователи на условиях строжайшей анонимности», рассказал РБК настоятель храма иерей Григорий Геронимус. По данным трех источников РБК, знакомых с деталями строительства храма, участие в проекте принимал основатель «Яндекса» Аркадий Волож. По словам представителя «Яндекса», «среди родственников и друзей Воложа действительно есть те, кто был и является прихожанами этого храма», в сборе средств участвовали очень многие, но самого Воложа среди жертвователей не было.

Фундамент митинского храма заложил Аркадий Баскаев, бывший командующий Московским военным округом и экс-депутат Госдумы от «Единой России». Фонд «Ратники», которым руководит Баскаев, выделил 10 млн руб. По словам экс-депутата, дать денег на храм его просил тогдашний заместитель префекта Северо-Западного округа Павел Козлов: «Потому что отделение моего фонда сидит в ТЦ «Арфа», владелицами которого являются мои дочери», — пояснил он. По данным ЕГРЮЛ, Баскаева Раиса Аркадьевна, Баскаева Наталья Аркадьевна и Яремчук Ольга Аркадьевна владеют ООО «Аланис», которому принадлежит торговый комплекс «Арфа» (площадью 9,5 тыс. кв. м), расположенный на 73-м км МКАД.

Один из самых щедрых дарителей программы «200 храмов» — бизнесмен Михаил Абрамов. Основатель и меценат Музея русской иконы, владелец Plaza Development (специализируется на бизнес-центрах категории B+ в промзонах Москвы), Абрамов, по его словам, пожертвовал на строительство двух храмов около 700 млн руб. Он уверен: для человека, которому не все равно, как будет развиваться наше государство, участие в программе — большая честь и удача. Храм, уверяет он, ему хотелось построить всегда: сейчас его компания «Мост-63» ведет строительство храма на 500 прихожан в Братеево, «уже вложено более 300 млн руб., заложен фундамент». Проект разработан архитектором Дмитрием Бархиным, с которым бизнесмен строил офисный центр «Верейская Плаза 2». О новом детище Абрамов рассказывает с большим подъемом: «Мегамасштабная задумка, грандиозный собор». Пока храм не достроен, жители Братеево могут посещать небольшую деревянную часовню, спроектированную тем же Бархиным: «Задумывалось, как Кижи, XVII век, идея взята из Архангельска», — описывает часовню Абрамов. Он уверен: программа «200 храмов» — колоссальная идея городских властей, которая, к сожалению, сейчас «движется не так быстро, как хотелось бы».

Проблема, настаивает Михаил, состоит в том, что «огромное количество бизнесменов», вместо того чтобы «давать деньги» на храмы, «уезжает из страны» в какое-нибудь уютное место в Европе. «Я верю, что страна справится с внешними проблемами и станет серьезным мощнейшим государством», — надеется бизнесмен. Сам Абрамов симпатизирует действующей власти, активно поддерживающей РПЦ. «Я полностью согласен со всем, что сегодня происходит. Мне, конечно, совершенно не нравится то, что происходит в экономике», — объясняет Абрамов.

Не столь инициативных предпринимателей в программу «200 храмов» вовлекает ее главный двигатель — Владимир Ресин. Для этого он использует обширные контакты, приобретенные за годы руководства московским стройкомплексом.

«Феноменальный организатор»

79-летний Ресин давно не имеет статуса чиновника, но его кабинет по-прежнему располагается в одном из зданий московского правительства в Никитском переулке, по соседству с вице-мэром по строительству Маратом Хуснуллиным. В конце 2012 года патриарх Кирилл предложил Ресину стать советником по строительству на общественных началах при патриархии. «Программа «200 храмов», которую бывший вице-мэр курирует с момента запуска, явно владеет его помыслами: в просторном кабинете Ресина даже нашлось место макету одного из крупнейших и знаковых проектов программы — храма Иверской Иконы Божией Матери на 1 тыс. прихожан на Мичуринском проспекте. Ресин охотно показывает его своим гостям.


Основной куратор программы строительства 200 храмов - депутат Госдумы и советник патриарха по вопросам строительства, бывший первый вице-мэр Москвы Владимир Ресин

Этот храм высотой 57 м строили с подачи обитателей расположенной неподалеку академии ФСБ. По воспоминаниям настоятеля храма протоиерея Валерия Баранова, инициатива поступила от руководства и слушателей Академии ФСБ: «Оттуда обращались еще к покойному патриарху Алексию, он благословил». На этапе сбора документов церковь вошла в программу «200 храмов», где схема сбора документов «централизованная» и все происходит «во взаимодействии с властями». Строительство планируют завершить осенью; сейчас настоятель оценивает траты в 500 млн руб. Из них 250 млн вложил генеральный подрядчик концерн «Крост» (для программы он строит четыре храма), 110 млн руб. выделила строительная компания «Монарх», остальное дали анонимные жертвователи.

Руководителя «Монарха» Сергея Амбарцумяна о дополнительных вложениях просил как сам Ресин, так и начальник Академии ФСБ Виктор Остроухов (в Академии ФСБ не ответили на запрос РБК). «Мы строили здание Академии ФСБ, поэтому нас и попросили. Ректор занимается сбором, привлекает деньги на строительство, мы дали», — объясняет Амбарцумян. По его словам, на выделение денег он согласился с удовольствием: «Я строил храм на Трифоновской, строил храм на Поклонной горе. Каждая крупная компания, как наша, должна этим заниматься».

По мнению Амбарцумяна, «если б не энергия феноменального организатора Владимира Ресина», программа двигалась бы гораздо медленнее. С ним согласен генеральный директор концерна «Крост» Алексей Добашин: благодаря просьбам Ресина концерн вложил в строительство четырех храмов по программе около 350 млн руб.

По призыву Ресина в программе оказалась компания «Речников Инвест» (строительный бизнес группы AEON Романа Троценко и компании «Ферро-Строй», подконтрольной совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову). Дмитрий Старостин, председатель совета директоров компании, в прошлом плотно работал с бывшим главой столичного стройкомплекса. В 2014 году «Речников» перевел 50 млн руб. на строительство храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне (всего за полтора года пожертвования компании «Речников Инвест» составили 90 млн руб.). Изначально возведение храма финансировала группа ВТБ: по данным двух источников РБК, знакомых с ходом строительства, банк выделил на строительство 100 млн руб., после чего пожертвования прекратились (в пресс-службе группы ВТБ РБК подтвердили факт его участия в программе, отказавшись от дальнейших комментариев).

«Мы строим жилой комплекс на территории Московского судостроительного завода, в 500 м от храма. Полтора года назад Ресин попросил нас об одолжении, — восстанавливает хронику событий Старостин. — Стали говорить о конкретике, я Ресину сказал: «Я боюсь, что мы деньги заплатим, а их опять не хватит. Поскольку мы сидим рядом со стройкой, то вы придете к нам и скажете: «Дайте еще 100 млн». А нам труднее зарабатывать, чем банку», — вспоминает Старостин. В итоге договорились так: ООО «Речников Инвест» дает деньги на достройку, но компания сама определяет сроки и объемы работ, контролирует качество и результат. Раз в неделю Старостин сам ездил на стройку — следить, как идут дела у подрядчика — компании СМУ-2. Когда поступило предложение от Ресина, вспоминает Старостин, «мы долго сидели, думали вместе с акционерами». В итоге деньги решили дать. «Потому что, если не согласимся мы, будут приставать к префекту: «Иди, бери деньги на храм откуда хочешь!» — разъясняет Старостин. — А то, что мы взяли храм на себя, полезно для проекта, будущих жителей и нас, в том числе при общении с префектурой и управой. Мы в Нагатино строим жилищный комплекс, церкви в плане не было, но для нас это, конечно, полезно в плане доброго дела и комплексного развития всей территории. Да и репутацию не испортит».

По просьбе Ресина деньги в строительство храма вложило и ЗАО «МСМ-5». Председатель совета директоров Обид Ясинов оценивает объем пожертвований в 270 млн руб.: «Владимир Иосифович обратился к нам, мы решили помочь, поскольку с ним уже 25 лет работаем: в Митино с его помощью строили, в Измайлово, в Кожухово». На деньги МСМ-5 возвели храм на 500 прихожан на Староорловской улице. Сейчас по рекомендации Ресина ЗАО «МСМ-5» строит храм в честь святого Ермогена на улице Осенней: «Тут мы уже выступаем в качестве подрядчика», — объясняет Ясинов. Финансирует строительство благотворительный фонд «Система»; со слов Ясинова, «в фонде искали подрядчика, Ресин посоветовал нас». С точки зрения выгоды заказ, уверяет Ясинов, неприбылен: «Этот заказ не для того, чтобы заработать, а чтобы строительство не останавливалось».

Первый объект программы «200 храмов», храм Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского на Полярной улице, возводила компания «Доринж-39» (специализируется на строительстве дорог и транспортных развязок). Ее руководителя Гаджи Гаджимусаева четверть века назад брал на работу в Гордорстрой именно Владимир Ресин. Сейчас Гаджимусаев помогает мечетям в родном Дагестане и храмам в Московской области. Ресину он предан до сих пор, а вложение 120 млн руб. в строительство храма на 250 прихожан было для него «делом естественным». «Я сам попросил Владимира Иосифовича», — объясняет Гаджи.

Есть и другие крупные застройщики, например компания «Интеко»: в ее пресс-службе РБК сообщили, что «Интеко» за свой счет ведет монолитные работы по возведению каркаса храма Блаженной Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской. Компания выбрала адрес в Северном округе по соседству с несколькими объектами «Интеко»: ДСК № 7, ЖК «Гранд-Парк» и комплексом «Лайнер». Несколько храмов за свой счет строят «Сатори» и СУ-155 (представители компаний не ответили на вопросы РБК).

Ресину комфортнее работать со старыми знакомыми. «Вы знаете, чтобы получить урожай, надо сеять семена на подготовленную землю. Я обращался к людям, которых давно знал, с которыми долго работал, и был уверен в том, что они меня поддержат. Вы обратите внимание: я их просил в то время, когда я уже не был по вертикали их руководителем», — объясняет он в беседе с РБК.

Архитекторы

В 1985 году глава Гильдии храмоздателей России Андрей Анисимов работал главным архитектором города Когалым и сидел в соседних кабинетах с Сергеем Собяниным — будущий мэр Москвы в то время занимал пост начальника коммунального хозяйства. «Я бывал в Москве и коробками привозил коллегам в Когалым чай «Бодрость», который всем в то время очень нравился, а на севере его не было. Мы любили пить чай в моем кабинете, он был очень уютным», — вспоминает Анисимов. В Москву Анисимов вернулся в конце 1980-х: запись об увольнении в его трудовой книжке подписывал тоже Собянин.

Для программы «200 храмов» «Мастерские Андрея Анисимова» спроектировали три храма. У архитектора есть вопросы: «Мало создать проект храма, его нужно грамотно реализовать! И здесь возникает проблема: хороший современный строитель порой не знает тонкостей и особенностей традиционного зодчества, не владеет нужными приемами. Так зачастую проект превращается в стандартную «новорусскую» постройку». По уверению Анисимова, его мастерская сделала проект для храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братеево, но настоятель заплатил за идею храма 2 млн руб. и изменил проект. В храме не стали комментировать ситуацию.

Недавно «Мастерские Андрея Анисимова» покинули объект — храм на ул. 1-я Вольская в московском районе Некрасовка. Попечитель храма — УК «Авеню Менеджмент» (специализация — строительство и девелопмент). «Неплатежи часто делают дальнейшее строительство невозможным», — разъясняет архитектор. «Мастерские» вынуждены были прекратить работы. Настоятель храма в Некрасовке протоиерей Алексей Пшеничников подтвердил долг перед Анисимовым в 7,6 млн руб. По уверению Пшеничникова, «долг числится за приходом», и «Авеню Менеджмент» взяла на себя финансирование храма «со сформировавшимся долгом», к которому не имеет никакого отношения. «Молимся за то, чтобы Господь помог отдать долг», — сказал протоиерей корреспонденту РБК. В УК «Авеню Менеджмент» не ответили на вопросы РБК.


Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в районе Некрасовка ведется по проекту старого знакомого столичного градоначальника Сергея Собянина - бывшего главного архитектора города Когалым Андрея Анисимова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Восемь церквей в программе «200 храмов» строятся по проектам архитектора Андрея Оболенского, руководителя проектной мастерской № 12 «Моспроекта-2 имени Посохина». По его мнению, программа находится в непростой ситуации: «Все начиналось на таком эмоциональном подъеме, а сейчас кризис, многие инвесторы отказываются. Есть недостроенные храмы, на которые пока не находятся деньги».

Один из подобных храмов — церковь на углу ул. Бажова и Малахитовой, благословение на строительство которой дал лично патриарх Кирилл, чей дед родился в Мордовии. Инвестором проекта является межрегиональная общественная организация «Мордовское землячество», указано на сайте программы. Собранных 10 млн руб. пока недостаточно. По словам главы представительства Мордовии при президенте Виктора Чиндяскина, землячество попросило Ресина о годовой отсрочке в связи с кризисом, после чего «сбор средств продолжится».

Дорога к храму

У программы действительно трудные времена, подтверждает архиепископ Марк. Члены попечительского совета помогают мало: «Поначалу все сдали первоначальный взнос в размере 100 тыс. руб., на этом дело для многих кончилось». Совместная программа с Банком Москвы (линейка карт «Дар святыне»: при совершении покупок на 2 тыс. руб. банк перечислит 30 руб. в Фонд поддержки строительства храмов) собрала, по данным отчетности банка, всего около 190 тыс. руб. А член попечительского совета глава Сбербанка Герман Греф партнерскую программу не предлагает, отмечает Марк.

Впрочем, уверен Ресин, нет такого случая, чтобы храм не был достроен: «Поверьте мне, все строится, просто гораздо медленнее, чем хотелось бы».


79-летний Владимир Ресин давно не имеет статуса чиновника, но его кабинет по-прежнему располагается в одном из зданий московского правительства (Фото: Дмитрий Терновой для РБК)

Есть и другая сложность — выделение участков под строительство: жители, по словам Марка, «иногда протестуют против строительства в своем районе». Архиепископ считает, что этих людей запугивают: «Они не понимают, что на месте, отведенном под храм, можно построить только храм и больше ничего. Будет цветник, будет воскресная школа, молодежи будет где собраться». «Сначала сами прихожане обращаются в РПЦ с просьбой о строительстве, только потом выделяют участок, — рассказывает Владимир Ресин. — Но у нас, знаете, бывает по Черномырдину: хотели как лучше, получилось как всегда». Он тоже признает: бывают «разногласия с общественностью». За пять лет работы программы было 27 участков, на которых первоначально хотели строить храмы, а потом отменили. «Мы со своим народом не воюем», — уверяет Ресин.

Часто против строительства новых храмов выступают муниципальные депутаты. «У нас собирались строить церкви на четырех участках, — вспоминает Елена Русакова, депутат Гагаринского района. — Наши жители мгновенно организовались: 2 тыс. подписей собрали за два вечера, потом были еще сборы и повторные обращения. На одном из участков, бульваре близ улицы Молодежная, борьба тянулась полгода: проходили стычки местных жителей со сторонниками церкви, в Гагаринский район приезжал православный активист Кирилл Фролов с казаками, в ответ жители писали письма Путину, патриарху и в прокуратуру».

Пехота патриарха

«Проект участка под строительство церкви в честь иконы «Неопалимая Купина» поступал на утверждение в муниципальный совет дважды, — объясняет депутат района Отрадное Михаил Вельмакин. — Изначально нам прислали на согласование участок, на котором храм размещался на 0,7 га, но на утверждение нам направили план, в котором храм занимал уже 2 га земли — за счет воскресной школы и служб». Все депутаты муниципального совета, за исключением Вельмакина, высказались за согласование участка: к протоколу было приложено «отдельное мнение», в котором рекомендовалось уменьшить территорию «с 2 га до 0,7 га».

Храм, строительство которого финансирует «Транснефть», возводят на 2 га: за полгода до начала стройки активные жители собирали митинги против строительства, православные устраивали молебны в его поддержку.

Этот храм поддерживает общественное движение «Сорок Сороков»: год с лишним назад его основали отец девяти детей, владелец логистической компании и, по его словам, композитор Андрей Кормухин и мастер спорта международного класса по боксу Владимир Носов. В «Сорок Сороков», перечисляет Кормухин, есть и спортсмены, и литераторы, и художники, и журналисты. Есть в движении и футбольные болельщики: так, участие в организации праздников «Православие и спорт» принимает известный футбольный фанат «Спартака» Василий (Киллер) Степанов. По данным СМИ , он сотрудничал с движением «Идущие вместе», возглавляемым Василием Якеменко. Степанов и Якеменко не ответили на вопросы РБК. Сам Кормухин также болеет за «Спартак».

«Наше движение началось, когда на церковь начались нападки: Pussy Riot, фотографии часов патриарха. Мы поняли, что это спланированная атака на РПЦ и православие, а миряне должны вставать на защиту матери-церкви, когда говорят, вот, попы зажрались», — убежден Кормухин.

Тактику движения его основатель описывает термином «гибридная война»: «Мы считаем, что святейший патриарх — второе лицо после президента. Он нас иногда называет «наши гвардейцы». Количества сотрудников ФСО для его охраны, когда каждый хочет к нему прикоснуться и взять благословение, явно не хватает, так что мы — «добровольные помощники ГАИ», охраняем патриарха во время его появлений на людных мероприятиях. В движении, подсчитывает Кормухин, несколько тысяч человек, 10 тыс. подписчиков в группе во «ВКонтакте». Участники движения ходят «на публичные слушания в те районы», где планируют строить храм. «Люди сами нам говорят: «Ребята, у нас будут слушания и совет депутатов, приезжайте, поддержите». Пишут в личку, мы транслируем в публичное пространство, подтягиваем ребят из районов, где должны возвести храм», — делится Кормухин.


У храма в честь святой мученицы Татианы Римской на Краснодарской улице несколько раз менялись инвесторы, из-за чего строительство затянулось (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Слияние программ

Скоро сотрудничество РПЦ и городских властей может укрепиться: в конце апреля на очередном заседании попечительского совета Фонда поддержки храмов города Москвы патриарх Кирилл предложил объединить в одно целое программу «200 храмов» с городскими аналогами, по которым выделяются бюджетные деньги на реставрацию и восстановление храмов. Цель объединения — оптимизировать работу по всем направлениям и из одного центра координировать восстановление, реставрацию и строительство новых храмов, объясняет РБК диакон Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Кирилла. Он уверен: «Церковь и московские власти делают не конъюнктурный проект, а дело, которое поддерживается людьми».

В практическом смысле объединение будет выглядеть так. К программе «200 храмов», вероятнее всего, добавят городскую часть федеральной целевой программы «Культура России» (общий бюджет финансирования на 2015 год — 4,4 млрд руб.), сообщили РБК два источника, знакомые с деталями объединения. Помимо «Культуры России», в единую программу войдет и «небольшая, но популярная» реставрационная программа правительства Москвы, говорится в ответе мэра Собянина на запрос РБК. По данным Москомнаследия, в 2015 году на реставрацию 14 памятников церковной архитектуры выделят субсидии в размере до 200 млн руб.

Разработать концепцию объединенной программы поручено архиепископу Егорьевскому Марку и Владимиру Ресину. Финансирование, разъясняет архиепископ, будет таким: реставрация и восстановление храмов города Москвы будут проводиться за счет помощи государства, а реализация программы «200 храмов» — как и раньше, на частные пожертвования. За название программы уже сейчас можно проголосовать на сайте «Активный гражданин», пока лидирует «Москва златоглавая».

После принятия новой концепции в обновленную программу попадет объект, которому власти относятся с особенным пиететом, — Московский епархиальный дом с Князь-Владимирским храмом. Это одно из мест, где летом будут проводить , посвященные памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Юбилею уделяет особое внимание президент Путин: согласно бюджету программы «Культура России», на восстановление Соборной палаты епархиального дома планируется выделить 20 млн руб. Эта сумма упоминается и в распоряжении правительства РФ от 2 сентября 2014 года «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси», подписанном премьер-министром Медведевым. До этого​, по словам источника РБК, близкого к руководству РПЦ, на восстановление разрушенного здания епархиального дома 500 млн руб. пожертвовал миллиардер Аркадий Ротенберг, 100 млн руб. — бизнесмен Василий Анисимов, 80 млн руб. дал глава инвестиционной компании «Атон» Евгений Юрьев (жертвователи не ответили на вопросы РБК).

На 6 июля назначено освящение Князь-Владимирского храма, в ноябре пройдет торжественное открытие, на которое, по данным источника РБК в руководстве РПЦ, приглашен Владимир Путин. «Государство поддерживает восстановление храмов, это очень хорошо, — уверена проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета Елена Маркова. — Этот год посвящен памяти святого князя Владимира, а главные люди, что примечательно, — Владимир Путин, Владимир Ресин и патриарх Кирилл, который до принятия монашества тоже носил имя Владимир».

При участии Ивана Голунова

Ученые Института археологии РАН завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбове (Владимирская область). Собранные данные позволили дополнить существующие представления об одном из важнейших храмов Руси и определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его.

Институт археологии РАН

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из Северной Италии - из Ломбардии и Эмилия-Романьи», - говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя Андрея Юрьевича в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. По легенде, храм и свою будущую резиденцию князь Андрей (впоследствии названный Боголюбским) распорядился построить на месте, где ему явилась Богородица.

В 1930–1950 годах археолог Николай Николаевич Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма. Специалист первым предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, на сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытым музеефицированном раскопе в западной части собора.

В 2015 году сотрудники Института археологии приступили к изучению ранее неизвестных частей постройки, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.

Угловые колонны храма, поставленные по диагонали, напоминают колонны в соборах Северной Италии - например, в Кафедральном соборе Модены и в Кафедральном соборе Феррары. Полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками, похожи на те, что можно увидеть в базилике Сан-Микеле в Павии.

Ученые предполагают, что построившие храмовый комплекс в Боголюбове мастера прибыли из нескольких городов двух исторических областей Италии - Ломбардии и Эмилия-Романьи. Скорее всего, Боголюбово строили две группы резчиков: одна группа - старые мастера князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, другая группа - мастера из Северной Италии, которые привнесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

МОСКВА, 18 июн — РИА Новости. Ученые из Института археологии РАН завершили раскопки на территории храмового комплекса в Боголюбово и нашли веские доказательства в пользу того, что храм Рождества Богородицы и многие другие церкви Владимирской Руси строили мастера из Cеверной Италии, сообщает пресс-служба института.


Ученые нашли следы храма мастеров Барбароссы во Владимирской области Российские археологи обнаружили во Владимирской области портал и некоторые другие части знаменитого храма конца 12 века, построенного итальянскими мастерами Фридриха Барбароссы, императора Священной Римской Империи, по заказу Андрея Боголюбского.

"Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что, скорее всего, в строительстве этого храма участвовали мастера из Ломбардии и Эмилии-Романьи", — рассказывает Владимир Седов, член-корреспондент РАН.

Группа российских археологов под руководством Седова уже три года проводит раскопки у стен собора Рождества Богородицы в Боголюбово, резиденции великого князя владимирского Андрея Боголюбского. По легенде, она была основана в 1158 году, когда князю, ехавшему из Владимира в Ростов, приснилась на месте будущего Боголюбова Богородица.

Она велела ему оставить главную святыню современной РПЦ, икону Владимирской Божией Матери, во Владимире-на-Клязьме и не возвращать ее в монастырь под Киевом, что многие историки считают символическим актом в процессе смещения центра власти на Руси с юга на север. В память об этом событии князь Андрей построил храм Рождества Богородицы, который разрушился в 1722 году и на месте которого был построен новый собор.


Археологи РАН нашли полный список убийц князя Андрея Боголюбского При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые нашли граффити, в которых был раскрыт список из 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году.

Следы существования этого храма ученые нашли, проведя раскопки в той части территории современного собора, где когда-то находилась западная стена церкви Андрея Боголюбского. Изучение стен храма Рождества Богородицы показало, что в его постройке участвовали западные мастера времен Фридриха Барбароссы, прибывшие на территорию Владимирской Руси из Италии, входившей тогда в состав Священной Римской империи.

© Фото: Институт археологии РАН


Последующие раскопки и открытие новых элементов храма помогли археологам узнать, где именно жили эти мастера. Первым намеком на их происхождение стали угловые колонны храма, поставленные по диагонали.

Как отмечают археологи, подобные элементы архитектуры есть в соборах Северной Италии: например, в кафедральном соборе Модены и кафедральном соборе Феррары, построенные в области Эмилия-Романья примерно в ту же эпоху, что и церковь в Боголюбово.


Археологи начали изучение второго по древности храма в России Экспедиция Института археологии РАН приступили к изучению церкви Благовещения на Рюриковом Городище, второму по древности храму, построенному на территории современной России после Софийского собора в Новгороде.

Другие архитектурные детали, к примеру, полуколонны на стенах храма Рождества Богородицы, окруженные по сторонам малыми колонками, очень похожи на аналогичные формы, украшающие соборы в других уголках Северной Италии. К примеру, их можно встретить в базилике Сан-Микеле в Павии.

Все это, как отмечают Седов и коллеги, указывает на то, что храм строили несколько групп мастеров, прибывших на северо-восток Руси из двух регионов Италии — Ломбардии и Эмилии-Романьи. Помимо них, в постройке участвовали резчики князя Юрия Долгорукого, построившие Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире.

Помимо этого, ученым удалось найти другие элементы храмового комплекса, которые помогли им раскрыть его общий облик, и понять, как выглядела окружавшая его площадь, покрытая белым камнем.

Ученые надеются, что в ближайшем будущем найденные ими останки храма будут полностью открыты и превращены в музей. Это, по словам Седова, не только поможет россиянам поближе познакомиться с историей, но и предотвратит дальнейшее разрушение стен храма. Для этого, как заключает археолог, потребуется финансовая и административная поддержка со стороны властей.

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён в 1555-1561 годах в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался именно в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём центральный был посвящен Покровам Богородицы, а остальные восемь - определенному празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была пристроена церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то только и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного.

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким его возводили в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что сооружение его осуществлялось под началом двух мастеров - Бармы и Посника. Есть, правда, версии, будто строительством руководили неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н.М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.
Откуда же взялось мнение, что строительством руководили два мастера?

В 1896 году священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот был составлен не ранее конца XVII – начала XVIII века. В нем содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», который был царским даром Покровскому собору. В этом позднем сказании говорится, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Эта информация о «двух мастерах» была принята большинством историков на веру.

А ведь сказание, переосмыслявшее старое предание, являлось не летописным текстом. К тому же напомним, что выражение «по прозвищу» в тогдашнем русском языке, как и сейчас, означало только прозвище человека, а не его собственное имя. Бармой могли называть умелого мастера, так как бармы - это оплечья на одежды царей и духовных сановников, богато и разнообразно украшенные и требующие искусного и тщательного исполнения. Посник же, или Постник, - имя собственное. Поэтому не логично, что в «Сказании» первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более достоверным можно считать текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века, то есть по времени намного более близкого к интересующему нас событию. В нём читаем: «В том же году повелением царя и государя и великого князя Ивана была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один зодчий, но, очевидно, не вследствие незнания имени второго мастера (Посника), а потому, что это был один и тот же человек.

Впоследствии был найден еще один источник, свидетельствующий, что имена Посник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 года принадлежала до 1633 года монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным: два мифических мастера, одного из которых звали Барма, а другого - Посник, соединяются в одно историческое лицо – Посника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём зодчий Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н.Ф. Калининым, до сих пор обходят своим вниманием многие историки и искусствоведы, которые по привычке твердят о Барме и Постнике как о двух строителях Покровского собора.