Православные верующие знают: если в доме случилась беда - нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.

Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, руководитель отдела пропаганды ДУМ РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе, возле Седьмиозерного монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук - это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.

После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).

По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше - покататься по земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.

Анисьины грядки, Фото:

Святой ключ

Одно из самых легендарных мест Елабуги - родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».

Картина Шишкина "Святой ключ близ Елабуги" Фото:

Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»

Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.

Исцеляющие… тапочки

В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко - присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.

Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.

Источник прозрения

Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.

Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, - мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно - все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.


Храм Смоленской иконы Божьей МатериФото:

Мощи святого мученика Авраамия

В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне - мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.


Свято-Авраамиевская церковь, Фото:

Целительная вода

В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.

Источник, возникший от посоха

В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников - сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.

Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.

Источник молодости и красоты

В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами - Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск.

Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею.
Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли...

С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ - источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.

Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!


Святой ключ, Билярск,

Татарстан – удивительная республика на территории Российской Федерации. В этом уголке гармонично сочетаются Восток и Запад, христианство и ислам. Татарстан располагается в месте, слияния Волги и Камы. Республика богата природными и историческими достопримечательностями. Богатство духовной и материальной культуры привлекает тысячи туристов со всего мира. Казань входит в списки самых посещаемых городов России.

Мемориальный комплекс Габдулы Тукая

Габдула Тукай – это основоположник татарской поэзии. Он внес немалый вклад в развитие татарского языка. Написал много произведений для взрослых и детей.

Музей располагается в специально построенном двухэтажном здании на территории усадьбы Сагди в селе Новый Кырлый. Само здание построили из сосны. Археологи совместили современный стиль и восточные мотивы. В музее открыто 6 залов, знакомящих с историей села и жизнью Габдулы Тукая. На территории комплекса располагается памятник поэту, хозяйственные постройки, колодец. Музей окружает сад с персонажами произведений автора. Есть небольшое озеро, где катаются на катамаране.

Раифский монастырь

Один из крупнейших действующих мужских монастырей Казанской епархии. Был основан в 17 веке отшельником Филаретом на берегу озера Раиф. Находится в Зеленодольском районе Татарстана. Святыня монастыря – Грузинская икона Божией Матери.

В тридцатые годы Раифский Богородицкий монастырь отдали под тюрьму, затем под колонию для малолетних преступников. В 1991 году его вновь вернули во влияние РПЦ. Сегодня на территории монастыря сохранилось три храма. Двор монастыря украшен множеством цветников и скульптурами послушника Савельева – профессионального скульптора.

Волжско-Камский заповедник

Заповедник располагается в Зеленодольском районе, на левом берегу Волги. Занимает 10 тысяч гектар земли. Заповеднику насчитывается более пятидесяти лет, он – единственный на территории Татарстана.

Заповедник делится на Саралинский и Раифский участки. На его территории собрано чуть более 2 тысяч видов растений, 12 из них занесены в Красную книгу. В заповеднике стоят старейшие древесные леса Восточной Европы, которым уже более трехсот лет. Животный мир насчитывает 2644 вида особей.

Ананьинский могильник

Древнейший культурно-исторический памятник, открытый в середине 19 века. Находится в 3 километрах от села Ананьино Елабужского района. Могильник был образован в 8 – 7 веках до нашей эры.

До сих пор неизвестно, какой народ соорудил могильник. В нем встречаются захоронения черепов, но преобладают каменные ящики, деревянные гробницы и кремированные останки. В могильнике обнаружено много вещей скифо-сибирского стиля и сосудов со сложными узорами.

Долгая поляна

Деревня располагается в монастырском селе Тетюшского района. В ее окрестностях находится природный и исторический памятник «Долгая поляна». Общая площадь – 400 гектар.

На территории деревни находится усадьба 19 века семьи помещиков Молоствовых, широколиственный лес, березовые и липовые аллеи, насаждения экзотических растений. Рядом с усадьбой находится смотровая площадка, с нее открывается вид на Куйбышевское водохранилище. С 1974 года здание господского дома отдали под детский лагерь «Чайка», располагающийся здесь до сих пор.

Озеро Кара-Куль

Водоем находится в Балтасинском районе. В переводе с татарского языка означает «Черное озеро». Цвет воды темный и непрозрачный. С 1978 года озеро признано памятником природы регионального значения.

Кара-Куль – карстового происхождения, от озера не берет начало ни одна река. Средняя глубина – 8 метров, форма водоема – вытянутая, длина составляет 200 метров, максимальный размер ширины – 130 метров. Озеро питают подземные источники, оно богато разными сортами рыбы. Это одно из самых популярных мест рыбалки в Татарстане.

Юрьевская пещера

Располагается в Камско-Устьинском районе Татарстана. Возраст не превышает 10 тысяч лет. Пещера была открыта в 1971 году.

Это самая популярная пещера Татарстана и единственная, открытая для посещения туристами. Протяженность составляет 410 метров, общий объем – 12 500 кубических метров. В пещере несколько залов: «Гипсовый», «Грот Дождей», «Домик профессора», «Арена», «Камбала». Спелеологи оценивают Юрьевскую пещеру нулевым уровнем сложности.

Гора Чатыр-Тау

Самая высокая точка Татарстана. Высота – 321, 7 метра. Находится в 7 километрах от города Азнакаево. Чатыр-Тау – единственный хребет во всей республике, но он появился не после тектонических движений, а в результате эрозии соседних почв.

Чатыр-Тау был объявлен природным заказником регионального значения. На его склонах много провалов и воронок. По легенде на этом хребте стоял Емельян Пугачев со своим войском. Сегодня Чатыр-Тау облюбовали парапланеристы.

Белая мечеть

Современная мечеть находится в городе Болгаре. Строительство началось в 2010 году, архитектор – Сергей Шакуров.

Мечеть построена по стилю казанской мечети Кул-Шариф, но уступает ей по размерам. На оформление сооружения пошло 1200 тонн белого мрамора. Мечеть состоит из молельного зала, двух минаретов высотой 46,6 метров, медресе и резиденции муфтия. В комплекс входит большой водоем с фонтаном. Это придает мечети некоторое сходство с Тадж-Махалом.

Церковь Святой Троицы

Первая православная церковь на территории Среднего Поволжья, построена в 1551 году. Но в последующем церковь неоднократно перестраивалась. Находится в Свияжске.

Храм относится к памятникам архитектуры. Шедевр деревянного зодчества Руси. Его срубили за один день, не использовав ни одного гвоздя. Церковь построена в шатровом стиле. Большую ценность представляет деревянный четырехъярусный иконостас.

Собор во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Действующий собор, построенный в конце 19 – начале 20 века. Архитектор – Малиновский. Находится в 8 километрах от Свияжска.

Это крупный четырехстолпный храм был построен в неовизантийском стиле. При строительстве использовались и элементы эклектики. Внутреннюю роспись провели в 1914 году. На стенах храма полукруглые пилястры, нишки, тяги, карнизы и фризы разного уровня. Двери, кресты и лестницы сделаны из кованого железа. Собор выполнен из красного кирпича.

«Святой ключ» находится к северу-западу от села Билярска в Алексеевском районе Республики Татарстан, в лесу у подножия горы Худжалар тавы. Название «Святой ключ» можно отнести, как к почитаемому природному источнику воды, так и к самому урочищу, в котором он расположен. Кроме источника, почитаемыми являются священные деревья и сама гора Худжалар тавы. К востоку от урочища находится остатки древнего города Биляр. В русских исторических хрониках этот город начинает упоминаться с 1164 г. (Лаврентьевская летопись) под названием Великий город. В XII-XIII вв. Биляр являлся столицей Волжской Булгарии. Он был окружен тремя концентрическими валами: первый, около р. Билярки, имеет до 12 км в окружности; около второго видны развалины древних зданий; посреди третьего находилась высокая кирпичная башня. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 г., когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён. Судя по преданиям, урочище «Святой ключ» почиталось как священное место ещё во время существования города Биляр. На горе Худжалар тавы находилось языческое святилище, где древние булгары приносили жертвы языческому Богу – Тенгре. В одной из легенд об источнике рассказывается правителе Биляра Тырышмал Ходже и его 40 дочерях, которые мужественно защищали город от, напавших на него врагов, были пленены и приговорены к смерти. Но в последний момент девушки обратились в звезды, а их отец Тырышмал Ходжа превратился в журчащий ручей, который и по сей день почитается как святой.

В урочище находится православная святыня – родник, святой источник иконы Живоносный источник Матери Божией. Этот источник, находится в 30-40 метрах от Святого ключа. Оба источника питаются из одной и той же водоносной жилы. Православные христиане связывают с источником следующее предание. Однажды из здешнего храма пропала икона. Вскоре татарская девушка, проходившая по берегу озера увидела плавающую икону, и икона сама подплыла к ней. Ее вернули на место, но ночью она опять пропала, и снова та девушка увидела ее посреди озера. Но в это раз икона не далась ей в руки, и услышала она голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. Тогда я сама приду к тебе в руки и больше из храма не исчезну». Девушка приняла христианство и до самой смерти почиталась местным населением как святая. Похоронили ее на склоне горы, из-под которой забил ключ. Над святым ключом была устроена деревянная часовня, вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего молебна, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также преимущественно иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Урочище «Святой ключ» является местночтимым святым местом, и паломники стекаются к нему со всего Татарстана. Ежегодно к «Святому ключу» прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Святой источник особенно почитается паломниками трех религий: мусульманами, православными и язычниками. Последователи язычества поклоняются верховному божеству древних булгар Тенгре, вешают на ветви священных деревьев челомы, ленты из ткани. Мусульмане возносят молитвы Аллаху и приносят жертвы. Православные молятся и просят о помощи Пресвятую Богородицу. На основании постановления Правительства Республики Татарстан от 14.08.1992 г. был создан Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник. Архитектурно-религиозный комплекс «Святой ключ» стал его частью. В 1997 г. здесь были проведены работы по реконструкции и благоустройству древнейшего места паломничества в Татарстане, построены дороги. Рядом с источником были воздвигнуты павильоны для отдыха паломников, а также обустроены и оборудованы места для жертвоприношений, где мусульманские паломники приносят в жертву баранов. Все объекты комплекса соединены между собой асфальтированными дорожками.

Православные верующие знают: если в доме случилась беда - нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.

Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, руководитель отдела пропаганды ДУМ РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.

Анисьины грядки

В Высокогорском районе, возле Седьмиозерного монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук - это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.

После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).

По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше - покататься по земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.

Анисьины грядки, Фото: www.russianlook.com

Святой ключ

Одно из самых легендарных мест Елабуги - родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».

Картина Шишкина "Святой ключ близ Елабуги" Фото: АиФ-Казань

Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»

Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.

Исцеляющие… тапочки

В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко - присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.

Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.

Источник прозрения

Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.

Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, - мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно - все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.

Храм Смоленской иконы Божьей МатериФото: Русская Православная церковь

Мощи святого мученика Авраамия

В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне - мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.

Свято-Авраамиевская церковь, Фото: Православное Закамье

Целительная вода

В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.

Источник, возникший от посоха

В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников - сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.

Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.

Источник молодости и красоты

В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами - Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск.
Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею.
Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли...

С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ - источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.

Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!

Святой ключ, Билярск, Фото.

Такая многонациональная и поликонфессиональная республика, как Татарстан в различных своих городах имеет замечательные образцы русского и восточного, татарского архитектурного искусства.

Казань

Мусульманские святыни

Естественно, главным религиозным сооружением не только Казани, но и всей республики является мечеть Кул Шариф. Эта настоящая жемчужина столицы Татарстана и белокаменного Кремля. Это одна из главных достопримечательностей Казани и одна из важных причин, чтобы посетить этот город.

Но кроме Кул Шарифа в старой части Казани находится еще несколько древних и замечательных мечетей. Среди них - мечеть Булгар, открытая в честь 1100-летнего юбилея принятия ислама в Поволжье.

Примечательна Голубая мечеть, возведенная в начале XX века, украшает собой целый спальный район. Деревянная мечеть «Казан Нуры» также освещает собой целый квартал города. Знаковым религиозным сооружением Казани является мечеть Марджани: она стала первой, открытой после запрета на исповедование ислама в Российской империи. Вслед за Марджани возвели Апанаевскую мечеть, которая в 70е годы XVIII века была Второй Соборной.

Двухэтажная мечеть Хузайфа Ибн Аль-Ямани была возведена на улице Фучика в 1997 году на средства благотворителей из Эмиратов. Можно отметить, что благотворительность - отличительная черта уроженцев Казани, которые потом на свои средства возводят различные социальные объекты.

Примерами такого меценатства являются мечеть Нурулла, отстроенная на средства купцов первой гильдии Юнусовых в середине XIX века, или Султановская мечеть на улице Тукая, основанная купцом первой гильдии Усманова в конце XIX века. Также на частные средства была построена Галеевская мечеть на рубеже XVII - XVIII веков (все расходы оплатил торговый человек ас-Сердави).

Некоторые из исламских религиозных святынь расположены у других важных и легендарных мест Казани, например - Закабанная мечеть, расположенная, как становится ясным из названия, у озера Кабан. Ее возведение и открытие были приурочены к тысячелетию принятия ислама в Среднем Поволжье.

Место, где возведена мечеть Иске-Таш также окружает легенда: здесь по преданию находилась братская могила воинов, защищавших город от русских во время захвата Казани Иваном IV Грозным. Ранее на то, что здесь находится безымянное кладбище, указывал лишь камень, который и назывался Иске-Таш. Полноценную мечеть построили лишь в начале XIX века. Меценатом, выделившим средства на постройку был торговый человек аль Маскарави.

В Новотатарской слободе, которую часто посещают туристы, находится мечеть с весьма ординарным названием, а точнее номером - №11. Как и многие другие городские мечети, эту, расположенную на улице Кзыл Татарстан, построил меценат аль-Уранбаши в начале XIX века.

Православные святыни

Главной православной святынью Казани и всей России является храм Казанской Божьей матери, в которой хранится одна из самых почитаемых икон в православии, не раз в трудные моменты истории дававшая силы и веру народу страны. В Казани также в одноименном соборе находится и икона Николая Чудотворца.

Не менее красивым и значимым собором города является Петропавловский храм, который властно возвышается над городом и хорошо виден туристам и жителям города.

Богоявленский собор - один из главных символов столицы Татарстана, и находится на главной улице города - Баумана.

Благовещенский собор, находящийся в Казанском Кремле - древнейшая из русских построек в современном городе. Его поставили буквально за несколько дней, по приказу Ивана Грозного, покорившего Казань.

Единственная православная церковь, которая с момента своего основания в конце XVIII века ни разу не прекращала своей жизни, даже в трудные годы советской власти - это храм Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Пятницкая церковь напротив, была местом страшных страниц в истории страны: здесь была тюрьма, проводились пытки и казни. Она в прямом смысле стоит на костях.

Храм в честь великомученицы Варвары по преданию связан с кровавыми годами Пугачевщины. Казань сильно пострадала от бесчинства казаков Емельяна Пугачева, а по окончании восстания казаков и рабочего люда в память о невинно убиенных или замученных казанцах поставили храм в честь Варвары - молитвенницы за всех тех, кто умер внезапно или насильственно.

Самым крупным православным центром на территории столицы республики Татарстан является приход имени преподобного старца Серафима Саровского. Кроме собственно храмов здесь работает воскресная школа, открыта православная библиотека, доступны для всех желающих различные кружки, проводятся образовательные религиозные семинары.

Один из самых почитаемых святых в республике - Сергий Радонежский неоднократно являлся в видениях жителям Казани, и лишь в XX веке в его честь была построена небольшая церковь в Кировском районе города.

Неподалеку от Казани, в небольших селениях также находятся некоторые важные религиозные святыни республики.

Так, в селе Вознесение стоит храм в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Ранее здесь пребывала и весьма известная икона «Всех скорбящих Радосте». В Борисоглебском церковь была основана еще в 1600 году, и названа в честь святых великомучеников Бориса и Глеба. Ее восстановили в 1888 году после страшного пожара, оставившего верующих без дорогой сердцу святыни.

В Казани находится еще несколько небольших, но от этого не менее замечательных храмов, церквей и мечетей, которые обязательно стоит посетить во время визита в столицу республики Татарстан. И они относятся не только к христианской вере или исламу: например, в центре Казани стоит католический собор Воздвижения Святого Креста. Впрочем, есть множество святых мест и важных религиозных сооружений для православных и мусульман в других городах Татарстана.

Набережные Челны

Во втором по численности населения городе республики Татарстан из примечательных религиозных сооружений есть только мечети.

Мечеть Абузар открыта лишь в 1991 году не только как место для молитв, но и как медресе и исламский просветительский центр.

Мечеть Табуэ была построена на пожертвования верующих, спонсорские и меценатские средства.

Елабуга

Православные святыни

В этом городе напротив - несколько больше православных храмов, главным из которых можно назвать кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного - крупнейшее сооружение подобного рода не только в Елабуге но и всем Прикамье. Его строительство велось на деньги местных промышленников, которые не жалели средств на строительство храмов.

Никольская церковь также была возведена на подаяния и пожертвования жителей, в тот момент, когда несколько храмов совсем обветшало и пришлось возводить новую церковь. Самым же старым православным храмом в восточной части республики может считаться Покровский собор.

Мусульманские мечети

В Елабуге только одна крупная мечеть - Жамиг, но при этом она расположена на самой высокой точке города, и включает в себя целый комплекс помещений и сооружений, направленных на комфортное пребывание верующих и паломников в мечети.

Нижнекамск

Соборную мечеть в городе строили довольно долго, 7 лет, но зато она получилась очень красивой, и являет собой образец многоминаретной мечети - стиля в восточном зодчестве, который был ранее утерян.

Альметьевск

Поскольку этот город - центр республиканской нефтедобычи, то главные сооружения в Альметьевске так или иначе связаны с нефтяниками. Один из руководителей компании «Татнефть» построил для города мечеть, за что благодарные горожане назвали ее в честь благодетеля - Р. Галеева.

Но самой первой мечетью в Альметьевске, дошедшей до нашего времени является Вторая Соборная мечеть - она основана в конце XIX века.

Зеленодольск

Город Зеленодольск расположен на границе между Татарстаном и Нижегородской области, поэтому жители города могут позволить себе побывать в Макарьево-Желтоводском монастыре, но в самом городе есть замечательная мечеть, которую отличает оригинальное расположение минарета и оформлением в довольно романтичном стиле.

Чистополь

Местная соборная мечеть - уже не первая на одном месте в Чистополе: до современного сооружения, основанного в середине XIX века. Ее строили (по уже сложившейся доброй традиции в Татарстане) на средства купца Ч. Якупова.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!