Согласно одной из легенд, витающих вокруг этого места, однажды в разных концах света Зевс выпустил двух орлов, которые встретились в Дельфах. С тех пор греки воспринимали этот город как центр Вселенной.

Дельфийский храм появился в глубокой древности и его основное предназначение заключалось в предсказании судьбы. По легенде Дельфийский оракул вначале принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее. В то время самой первой прорицательницей стала нимфа по имени Дафна. И однажды Аполлон завладел храмом - для этого ему пришлось убить дракона Пифона, охранявшего оракула. Чтобы спасти свою жизнь и избежать преследования, Дафна превратилась в лавровое дерево. После этого завоевания Аполлон получил прозвище "Пифийский". С этого момента лавровое дерево почитается в Дельфах как священное. Кроме того, в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно проводились крупные спортивные состязания, более известные как Пифийские игры.

Храм Аполлона в Дельфах на протяжении столетий играл важнейшую роль в жизни древних греков. Они старались не начинать никаких серьезных дел без совета с оракулом в Дельфах, и неважно - частное это дело или государственное. До наших дней сохранилось каменное основание со ступенями и несколько колонн дорического ордера.

Кастальский источник

Кастальский источник – источник вдохновения, родина муз, располагающаяся у подножия скалы Федриады, в стене которой вырублены небольшие ниши, предназначавшиеся для даров, приносимых паломниками.

Источник – старейшая из Дельфийских святынь и, вероятно именно по этой причине Аполлон выбрал это место для своего пристанища. Это связано с химическими испарениями, которые исходили из глубин земли и «вдохновляли» Пифию Оракула.

По одному из поверий три глотка из этого источника сделают вас поэтом, шесть принесут удачу в делах, а девять - подарят любовь.

А какие достопримечательности Дельф вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Святилище Аполлона

В древние времена храм Аполлона имел огромное значение для культуры Древней Греции. Именно здесь располагался Дельфийский оракул - великое прорицалище, куда приходил просить пророчество даже сам Александр Македонский.

Дельфийским оракулом заведовала Пифия - жрица-прорицательница, проводившая практически всю свою жизнь в храме Аполлона. К ней приходили паломники со всего мира, но принимала она далеко не каждого (среди "отказников" был даже сам Геракл). Тем, кому Пифия соглашалась дать пророчество, приходилось ожидать ответа до трёх дней.

Каменный храм Аполлона был построен в пятом веке до нашей эры. Впоследствии он сильно пострадал при землетрясении, но был отстроен заново. Просуществовав тысячу лет, храм был разрушен христианами. До сегодняшнего дня сохранились лишь руины.

Среди провинциальных храмов, построенных в XI-XII вв. монастырь Блаженного Луки является одним из наиболее известных. Монастырь встречает путешественников умиротворяющей тишиной и прохладой, расслабляющих после шумного города. С площадки, на которой расположен монастырь, открывается великолепная панорама обители и ее окрестностей. Открывающиеся виды не могут никого оставить равнодушным. Духовное богатство монастыря Блаженного Луки основано на личности и жизненном пути его основателя - святого Луки, именуемого иногда "младшим" или "Стирисским". Однако не следует путать его с евангелистом Лукой, который погребен в Фивах, недалеко отсюда. С архитектурной точки зрения монастырские постройки относятся к наиболее впечатляющим и монументальным образцам ранней монастырской архитектуры. Всемирную славу монастырю принесли удивительные по красоте византийские мозаики.

Национальный парк Парнас

Национальный парк Парнас расположился на территории одноименной горы в Дельфах, в Греции. Гора Парнас должна быть хорошо известна знатокам древнегреческих мифов, где она неоднократно упоминается. У подножия горы находится дельфийский оракул - прорицалище при храме Аполлона.

Парк дарит приезжающим сюда туристам возможность насладиться превосходными пейзажами, которые обеспечивают альпийские луга и горные скалы практически вся территория покрыта лесным массивом. И, конечно же, такая среда для животных – рай, поэтому эти места уже давно обжили лесные жители: лисицы, грифы, белки, барсуки.

Одно из самых знаменитых мест в парке – Кастальский источник, посвященный Аполлону и его служительницам, музам. Легенда гласит, что этот источник дарит вдохновение каждому, кто его ищет.

Парнас знаменит не только среди любителей древнегреческих мифов, искусствоведов и ценителей дикой природы: зимой сюда все чаще приезжают лыжники и сноубордисты, чтобы отлично провести свой спортивный отпуск.

Архелогический музей в Дельфах

Экспозиция Дельфийского археологического музея – самая обширная в Элладе. И это неудивительно: во времена античности Дельфы были чрезвычайно богатым и значимым городом. Здесь находилось святилище Аполлона, в котором были построены сокровищницы, где хранились подарки богу Аполлону от различных городов-государств.

Музей занимает двухэтажное здание общей площадью 2270 квадратных метров, на которых разместились 14 выставочных залов. В них выставляются одиночные статуи и скульптурные композиции, выполненные и таких материалов как: мрамор, бронза, золото и слоновая кость.

Самый ценный экспонат музея - прекрасно сохранившаяся бронзовая статуя «Дельфийский возничий». Специалисты полагают, что это фрагмент большой скульптурной композиции, изображавшей возничего, колесницу и лошадей в нее запряженных. Дата изготовления предположительно 478 – 474 год до нашей эры, и запечатлела победителя Пифийских игр 478 года в соревновании среди колесниц. Кроме «Возничего» Дельфийский музей знаменит скульптурой «Три танцующие девушки». Есть здесь также статуи бога Аполлона и богини Артемиды, сделанные из слоновой кости и золота и очень много других экспонатов чрезвычайно интересных для ознакомления.

Музей черепично-кирпичного завода

Музей черепично-кирпичного завода – это один из немногих сохранившихся образцов промышленного комплекса Греции. В 2004 году музей был присоединен к сети тематических музеев Технологий Культурного фонда. Целью этого музея является попытка вывести на первый план историю города. Кирпичный завод был основан в 1926 году и его общая площадь составляет 22.000 квадратных метров. Он использовался для производства широкого спектра кирпичей и черепицы. Завод закрылся в 1978 году.

В 2004 году Культурный фонд принял решение о создании образцов кирпичной кладки в основных сооружениях завода. Два года спустя были восстановлены дробилки, компрессоры, резцы, силосы, тележки и печи. Теперь посетители музея имеют возможность ознакомиться с профессией кирпичника и плиточника, а также они могут как можно лучше узнать процесс изготовления кирпича.

Пуп земли

Древний город Дельфы во времена Античности считался культурным центром и до нас дошли его описания в легендах и мифах Древней Греции. В одной из легенд говорится, что Дельфы и есть центр Земли, или пуп Земли. Дабы увековечить сей факт, был установлен омфалос (камень конусообразной формы), символизирующий Пуп Земли.

А легенда такая: однажды Зевс-громовержец решил определить, где же находится центр Земли. Он выпустил двух орлов, одного с запада, другого с востока. Птицы облетели вокруг Земли и встретились в Дельфах, определив таким образом ее центр. На месте встречи орлов Зевс велел установить каменный омфалос (по другой версии сам метнул камень в это место), который и посчитали Пупом Земли.

По другой легенде, омфалос – камень с могилы священного змея (или дракона) Дельф Пифона, или, другими словами, был точкой пересечения мира живых с миром мертвых, то есть самым что ни на есть центром мироздания. А отправил страшного Пифа в мир мертвых – Апполон, после чего обратился в стаю дельфинов и вывел терпящее бедствие судно в Коринфский залив. Моряки, в благодарность за спасение, переименовали местность в Дельфы. Другая версия названия Дельф – перевод индоевропейского слова «дельфис» - «живот» или «матка», то есть исток всего живого.

Древние Дельфы

Дельфы - это один из важнейших религиозных центров Древней Греции, в 176 км от Афин. Дельфийский археологический комплекс и музей расположены у подножия знаменитой горы Парнас в Священной Долине. Еще в XVII в. английские и французские исследователи пытались найти местонахождение древних Дельф, но безуспешно. Город и святилище исчезли под слоем более поздних отложений, и никто не знал, где они находились. Только в 70-х гг. XIX в. немецкие и французские археологи начали здесь систематические раскопки, которые привели к тому, что Дельфы снова явились миру.

В древности Дельфы считались центром мира. Согласно легенде, два орла Зевса, выпущенные с разных концов света, встретились над склонами горы Парнас, в тот же момент с неба упал конической формы камень, который и обозначил центр Вселенной. Камень этот получил название "омфалос",и стал одним из символов дельфийского святилища.

Террасы на южном склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф. Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на протяжении веков считался самым священным местом на земле.

Святилище Аполлона (Теменос) было в древности одним из важнейших культовых центров Греции, без самого почитаемого оракула античности, знаменитого Дельфийского оракула, не принималось ни одно важное решение. Дельфийское святилище было чрезвычайно богато. Каждый паломник приносил в дар богу что-либо ценное, а посланцы городов-полисов строили здесь великолепные сокровищницы и сооружали бронзовые или мраморные скульптурные памятники.

Самые популярные достопримечательности в Дельфах с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Дельф на нашем сайте.

Среди актёров и музыкантов есть звёзды – люди, которых мы, может быть, никогда и не видели, но имя их слышали наверняка. Среди городов мира, известных с древних времён, город Дельфы Греция – звезда первой величины. С Дельфами связаны такие будоражащие воображение слова как Оракул, пифия, святилище Аполлона. Побывать в Дельфах, увидеть всё это своими глазами нам очень хотелось.

Сразу разъясню ситуацию: место в Греции, которое мы называем Дельфы, состоит из двух частей: 1 — современный городок с гостиницами и 2 — археологический парк, заповедник или, как официально он называется, – сайт (не путать с сайтами в интернете).

Не буду смешивать рассказ о древних Дельфах с городком Дельфы, в который мы прибыли из , после приключений с . В этой статье — рассказ о Дельфах сегодня. Где остановиться, сколько стоит отель в Дельфах, сколько стоит поесть в Дельфах, полезная для туриста информация.


Улица в Дельфах


Улицы в Дельфах — террасы

Дельфы на карте Греции

Ученые пока не установили, когда образовалось это поселение. Но ясно, что это не остатки древнего города. Скорее всего, город возник уже после того, как святилище Аполлона утратило свою политическую и религиозную мощь.

Сейчас многочисленные туристы со всего мира приезжают в Дельфы, чтобы остановиться на ночлег перед посещением археологического парка и музея, находящегося рядом, отдохнуть, насладиться природной красотой Дельф, почувствовать колорит этого загадочного места.

Вид на долину с балкона

Где находятся Дельфы

Дельфы находятся на территории Фокиды. Это — материковая часть Греции. Город расположился на горе Парнас, в живописном месте. Практически из любой точки (из отеля, дома, кафе) открывается вид на долину с оливковыми рощами и Коринфский залив.

Карта Дельф

Расстояние Дельфы — Афины примерно 180 км, из Дельф до Каламбаки, где находятся знаменитые , примерно в 300 км. Через Коринфский залив – полуостров Пелопоннес, и в 120 км — город , где находятся мощи святого Андрея. Кстати в самом храме нет никакой очереди к мощам святого.

Как правило, российские туристы едут в Дельфы в летний период, чтобы побывать в археологическом парке. Европейские же туристы знают, что в Дельфах хорошо зимой. Склоны гор облюбовали горнолыжники.

Дельфы зимой Греция

В 11 км от Дельф маленький городок Арахова – горнолыжный склон.

Рядом с Дельфами находятся 3 кемпинга. В самом городе, практически, 4 главных улицы, расположенные террасами.

На улицах всё для туристов – отели, магазинчики, таверны, посидеть в которых удовольствие, благодаря виду, открывающемуся с балконов.

В городе есть площадь, где вечером тусят местные жители всех возрастов, храм святого Николая, банки, почта.

Площадь и храм святого Николая в Дельфах

Город довольно плотно заселён. Население, — примерно 1500 человек. И очень много туристов.

Как добраться в Дельфы

Проще всего добраться в Дельфы на машине. Дорога удобная, хотя на подъезде к Дельфам (мы ехали из Метеор) были предупреждающие знаки – скользкая дорога и гололёд. Действительно, поворот довольно крутой, внизу обрыв; зимой или во время дождей на этом участке стоит вести машину осторожно.

В Дельфы постоянно ездят туристические автобусы. Заказать экскурсию в Дельфы, практически из любого места Греции – не проблема.

Своим ходом из Афин в Дельфы можно добраться на автобусе. С автовокзала ул. Льосион 260.

На этом сайте есть расписание автобусов, в том числе и до города Дельфы: смотреть здесь

В интернете мы нашли вот такое расписание автобусов Афины — Дельфы:

Как добраться до автовокзала в Афинах? Из центра Афин, например?

Автовокзал находится на станции метро Аттика.

До ст. метро «Аттика» можно добраться из центра Афин со станции метро Синтагма, например.

1. На метро. По красой ветке от ст. метро Синтагма до ст. Аттика (билет стоит= 1.40 евро и действует 90 минут с пересадками на любой другой наземный транспорт).

С тем же билетом пересаживаетесь на автобус (любой из этих -В12, 024,701,704,711,719...) едете 4 остановки и 60 метров идёте пешком до автовокзала.

Согласно расписания, билет до Дельф стоит =15,10 евро. Время в пути 2 часа 30 минут.

Есть ещё способ: Если верить справочнику (путеводителю) Lonely planet, из терминала В станции Mavromateon (FYI — метро Victoria) есть 6 ежедневных рейсов в Дельфы. Стоимость билета 13 евро.

Совет: в Афинах удобно брать билет на транспорт, который действует 24 часа без ограничений на количество пересадок на любой наземный транспорт. Он стоит 4 евро.

В Дельфах билеты на транспорт не нужны. Всё — в шаговой доступности.

Полезная информация о Дельфах

Цены на отели в Дельфах

Цены разные, но вполне бюджетные. Реально найти номер в отеле или пансионе за 40 € в сутки . Если вы путешествуете на машине или в домике на колёсах, то можно остановиться в . Есть и апартаменты, что тоже невероятно удобно.

Дельфы живут за счёт туризма, поэтому волноваться о том, что вы чего-то не найдёте или заблудитесь, — не стоит. Уж где-где, а в Дельфах турист не пропадёт!

Сколько стоит поесть в Дельфах?

Цены на еду такие же, как и в других городах Греции — демократичные. Зависят от кафе/таверны, её расположения. С красивым видом — дороже. Посидеть в кафе — 10-15 евро.

Пообедать можно от 15 -20 евро за обед. Если вы берёте алкоголь, то уже дороже. Хотя само вино в Греции, в магазинчиках — недорогое: 3 евро может стоит 1 литр простого молодого вина.

У коллекционных вин цены совсем другие.

Дельфы. Полезные телефоны

Tourist Information Office, Tel: +30 22650 82 900

Автобусный вокзал (автобус) Телефон: +30 22650 82317

Больница Amfissa на расстоянии 20 км, телефон: +30 22 650 22222, 22650 28400

Полиция Delphi, Телефон: +30 22650 82 222

Туристическая полиция Delphi, Телефон: +30 22650 82 220

В следующих статьях я рассказываю, какие в Дельфах , о и, конечно, порекомендую хороший , где вы сможете остановиться.

Как правило, туристы живут в городе 2-3 дня. Мы провели в Дельфах 2 дня (1 ночь).

Приехали днём, заселились в свой отель. Погуляли по городу, попробовали местную еду, познакомились с колоритом городка. Утром отправились в . Провели на сайте весь день и вечером, взяв вещи из отеля отправились дальше — в путешествие по .

Дельфы был древним греческим городом, место известно как «пуп земли», здесь был основан и процветал самый важный религиозный центр античности.

В древности, в Дельфах находилось святилище Аполлона, оно выполняло различные функции: это было место поклонения паломников, в основном люди приходили услышать предсказание Пифии (жрицы-прорицательницы Дельфийского оракула); местом политического влияния; здесь же проходили Пифийские игры, спортивные состязания по значимости были наравне с олимпийскими; место служило городским казначейством; сюда приходили люди на излечение, судя по сооружениям, посвященных богу Асклепию и богу Гипносу.

Чтобы услышать совет Пифии в житейских или глобальных вопросах, люди преодолевали огромные расстояния, что бы только узнать ответ на свой вопрос. Хотя под час, Пифия давала совсем невнятный ответ, а иногда просто кричала и тогда жрецы растолковывали его как могли. Известно, что Пифия жевала лавровый лист и дышала парами ядовитых газов, выходивших из расщелины, отчего впадала в экстаз.

Археологические раскопки здесь были начаты в 1987 году. Сейчас Дельфы - это памятник, который находится под охраной ЮНЕСКО , он расположился на южных склонах Парнаса и поддерживает устойчивый историко-археологический интерес посетителей.

Достопримечательности Дельф:

Руины храма Аполлона


Руины храма Аполлона , которые мы видим сегодня, относятся к постройке 330 г. до н.э. Пожары и землетрясения разрушили прежние храмы на этом месте. Храм Аполлона является наиболее важной частью Дельф, так как здесь проводились главные обряды. Неф храма делится на три части с двумя рядами колонн, каждая из которых имела восемь ионических колонн. На более низком уровне, в ступице было святилище где находилась Пифия и только священнослужители имели право на вход в это святилище. На фронтонах храма был изображён бог Аполлон и гиганты.

Святилище Афины Пронии (Пронайи). Толос


Пожалуй, самое великолепное сооружение Дельф, это сохранившиеся остатки святилища богини Афины Пронии (Афины Предсказательницы) - 12 колонн. По мнению археологов, они имели наибольшее утонение и считаются самыми стройными во всей эллинской архитектуре. Рядом возвышалась круглая постройка - Большой толос, выполненная из пентелийского мрамора, обнесенная со всех сторон колоннами. Толос представляет собой круглый храм, окружённый колоннами со всех сторон. Это архитектурное сооружение датируется концом 5-го и началом 4 века до н.э.

Кастальский источник

Святая вода источника служила для омовения всех, входящих на святую землю Дельф. Прежде всего совершали ритуальное омовение - пифия, священнослужители, сотрудники храма, затем те, кто пришёл слушать оракула и чтеца мыслей. Считалось, что кастальская вода очищает от скверны. Кастальский источник берёт начало в скале Фидриадон (Φαιδριάδων) и протекает восточнее святилища Аполлона, затем он впадает в протекающую по ущелью реку Плейст.

Название источника связано с мифической нимфой Касталией, которую преследовал влюблённый Аполлон и девушке пришлось прыгнуть в воду, спасаясь от его преследований.

Сокровищница афинян


Сокровищница афинян была из наиболее значимых и впечатляющих зданий храма Аполлона в Дельфах. Это было своего рода хранилище Афин , в котором хранились трофеи важных боевых побед города и других объектов, посвященные святилищу Аполлона. Сокровищница была построена в момент правления афинской демократии, в конце 6 или в начале 5-го века до нашей эры.

Это небольшой дорический храм, выполненный из паросского мрамора, на рельефных метопах изображались подвиги Геракла и Тесея . На стенах самого храма были найдены древние надписи с текстами, которые были особо важны для изучения древней жизни и обычаев греков . На южной стороне, ближе к восточному углу, были найдены уникальные древние тексты-гимны Аполлону, сейчас они нашли достойное место в археологическом музее в Дельфах.

Театр в Дельфах


В северо-западной части комплекса, находится древний Дельфийский театр, время постройки театра - 4 век до н. э., реставрация его произошла во II веке. Это один из немногих театров древности, о котором есть точные данные как дата создания, так и предназначение его, которое он имел на протяжении веков. Театр был рассчитан на 5 тысяч зрителей, в нём проводились постановки, концерты инструментальной музыки и вокала, в рамках прославлении Пифии и различных других религиозных праздников.

Древний стадион Дельф


Древний стадион Дельф - это единственный стадион в Греции с арочным триумфальным входом. Конструкция стадиона напоминает шпильку - две параллельные полосы соединяются в полукруг. Общая вместимость 5000 зрителей, длина стадиона 177,55 м и ширина 25,50 м, время постройки - 5 в до н.э., стадион служил для проведения пифийских игр.

Археологический музей в Дельфах


Археологический музей в Дельфах - это, несомненно, один из самых значимых музеев Греции . Посещает археологический музей в Дельфах более 700.000 посетителей каждый год, что делает его вторым в трафике после Акрополя . Здесь наилучшим образом вы познакомитесь с историей знаменитого Дельфийского храма и знаменитого оракула, внутри богатая коллекция скульптур, статуй, метопов и т. д.

Информация по вопросам археологического места Дельфы (Delphi ) , по телефону: +30 22650 82312

Археологическое место Дельфы открыто ежедневно: с 08.00 до 20.00 (последний вход в 19-30)

Единый билет: археологическое место Дельфы и археологический музей в Дельфах - 12 евро, 6 евро (льготный)

Где пообедать, недалеко от археологического комплекса Дельфы:

Таверна "То патрико мас "(«Το Πατρικο Μασ»). Таверна с традиционной греческой кухней, расположенная на главной улице по дороге в Дельфы, отсюда открывается превосходный вид на окрестности. Еда вкусная как домашняя, обязательно попробуйте местное вино. На десерт предлагается домашний кадаифи-пирог с орехами и т. д.
Тел. +30 22650 82150
Цена: от 15 евро/человека (с бокалом вина)

Таверна "Фурла" («Φούρλα») , находится в посёлоке Хрисо, он очарует вас своей живописной красотой: очаровательные особняки, церкви, центральная площадь с большим платаном. Таверна вас порадует деревенской вкусной едой и большой террасой с панорамным видом.
Тел. +30 22650 82908

Кафе "Ихор" («Ιχώρ»). После того, как вы насладитесь вкусным обедом или же в другие часы дня, вы можете посетить кафе-бар « Ιχώρ». Здесь, варят чудесный кофе, подают изысканные закуски, коктейли, обязательно попробуйте всегда свежий яблочный пирог (μηλόπιτά) , чизкейк и шоколадное суфле. Непревзойденное козырь кафе - его захватывающий пейзаж. Тел. +30 22650 83095

Однажды Зевс послал с разных краев света двух орлов, по преданию, птицы тем самым должны были показать, где же центр мира. Встретились пернатые на территории современного западного склона горы Парнас на высоте в 700 метров над уровнем моря. Именно здесь, в прекрасной Греции , и был заложен город Дельфы. В наши дни от того города остались лишь руины.

Легенда гласит, что город с самого начала восхищал своей святой мощью. Его прозвали оракулом – местом, где можно получить предсказания. Часть города Дельфы принадлежала богине Земли Гее, та в свою очередь передала ее другому божеству. Так и переходила земля из рук в руки разных мифических героев: Фемиде, Апполон, Поседон.

В VII-VI веке до н. э. роль священного места возросла. Племена, проживавшие на этих территориях, всегда приходили сюда для того, чтобы узнать ответ на интересующий их вопрос или сделать подношение богам.

В Дельфы начали проводить Пифийский игры . Мероприятия стало второе по значимости после Олимпийских игр. Проводились спортивные и творческие соревнования. Игры принесли городу большую популярность и дали толчок в развитии.

Достопримечательности Дельфы включают в себя:

Храм Аполлона.
Лишь несколько вертикальных столбов говорят о некогда существовавшем на этом месте здании. Археологами было установлено, что это сооружение являлось храмом. Здесь проводили священные обряды. В одной из комнат хранились списки участников Пифийских игр. История гласит, что храм возвели на пожертвования, которые собирались по всей стране. Здание было прямоугольной формы с рядами колонн с каждой из сторон. Украшением служили изображения различных сюжетов из мифологии Греции.
Известно, что здесь находился омфал – предмет, похожий на монолитную глыбу, символизировал собой «Пуп земли». В Археологическом музее Дельфы хранятся некоторые фрагменты храма Аполлона, которые были найдены при раскопках.

Сокровищница афинян.
Небольшое строение использовали для хранения различных трофеев и наград за важные сражения. На стенах здания можно увидеть множество надписей, которые описывают различные праздники и обычаи тех лет. Изнутри стены покрывают тексты с описанием важных дат из жизни города. Записи велись примерно с III века до н. э.

Полигональная стена.
Одна из частей стены была построена с целью защиты от падающих камней, а другая возведена для укрепления почвы и очерчивала границы храма. Вдоль всей поверхности написано около 800 различных текстов.

Портик афинян.
Портик был построен, прислоняясь одной из сторон к полигональной стене. Неподалеку располагалось место жертвоприношения и храм. На сооружении виднеется надпись: «Афиняне воздвигли портик и оружие и статуи, изгнав врагов». Благодаря тексту, ученым удалось определить, что эта постройка основана в 478 году до н. э.

Сокровищница сифносцев.
Небольшое здание, напоминающее храм, было возведено для хранения пожертвований сифносцев. Вместо колонн здесь были построены две статуи девушек. В наше время от сооружения сохранился только фундамент. В Археологическом музее Дельф также можно увидеть различные фрагменты орнамента сокровищницы.

Дельфийский театр.
Некогда здесь проводились соревнования в Пифийских играх по творчеству: пение, игра на музыкальных инструментах. Общая вместимость равна примерно 5 тысячам мест и около 35 рядов. Между рядами есть небольшие проходы. Время сильно «потрепало» театр – архитектурные детали сооружения до сих пор находят в разных частях Дельфы.

Священная дорога.
Паломники и посетители подходили к храму по Священной дороге. Некогда на первом отрезки пути располагались статуи; вдоль второго участка были установлены сокровищницы, а финальная ее часть была украшена «выставкой» подношений городу.

Античный стадион Дельфы.
Стадион был построен для проведения здесь Пифийских игр. Именно здесь проводили спортивную часть этих соревнований. Стадион был рассчитан примерно на 5 тысяч посадочных мест, изначально люди сидели на земле, но впоследствии были созданы каменные скамейки. Расположили площадку на склоне. Вход был представлен несколькими арками, через которые проходили судья и сами спортсмены.

Толос Афины Пронои. Эта достопримечательность стала символом города Дельфы. Однако учеными не установлено, с какой целью было построено это сооружение. Возвышается строение между храмом Афины и сокровищницей массилийцев. Здание представлено круговой колоннадой из 20 столбов. При осмотре памятника, в архитектуре можно заметить нескольких цветов. Это было связано с тем, что при строительстве использовались разные материалы. Детали декора можно подробнее изучить в музее Дельфы.

Все перечисленные достопримечательности являются лишь частью из тех, что можно увидеть. Прогулка по территории Дельфы может стать поистине прекрасным времяпрепровождением для любого посетителя. Древний город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Добраться до Дельфы можно на автобусе из Афин. Время в пути составит примерно 3 часа.

«На месте Дельфийского святилища уже в Микенскую эпоху располагался храм, где почиталось женское божество, которое отождествляют с богиней Геей. В темные века оно пришло в упадок, и новое возвышение Дельф произошло уже в Архаическую эпоху и было связано с началом почитания здесь бога Аполлона.»

Легенду о приходе в местность Пифо Аполлона излагали разные греческие поэты и собиратели древностей. Самая древняя версия изложена в Гомеровском гимне. Аполлон сошел с Олимпа и явился в местность Пифо . Там он убил змея и основал храм. Потом бог привел туда критский корабль и сделал его моряков первыми жрецами. Эсхил в «Эвменидах» изложил иную версию. Согласно ей, первой владелицей оракула была Гея, затем ее дочь Фемида, а за ней – Феба. Последняя передала оракул Аполлону.

Как показывает археология в VIII веке до н.э. Дельфы стали чем-то большим, чем местное святилище. Строились монументальные храмы. Археологические данные говорят о связях Дельф с Критом, Кипром и Малой Азией, а также более близкими областями Балканской Греции и островов – Фессалией, Эвбеей, Беотией. Литературная традиция и археология свидетельствует об известности оракула за пределами греческого мира. Туда обращались царь Фригии Мидас (2-я пол. VIII в. до н.э.) и основатель лидийской династии Мермнадов Гигес.

Сами Дельфы были обычным греческим полисом, но их история мало интересовал древних, поэтому до нас дошло очень мало свидетельств. Судя по одной из легенд, на заре Архаической эпохи в полисе была царская власть, а также существовала привилегированная аристократия. В VI веке до н.э. высшим государственным органом было народное собрание. В IV веке до н.э. оно тоже существовало, но источники свидетельствуют о наличии городского совета, буле. Известно, что в городе были избираемые магистраты, но их функции не определены.

Предполагают, что способ прорицания менялся за историю Дельф. Изначально, как свидетельствуют указания Гомеровского гимна, Аполлон вещал волю через шелест деревьев, подобно оракулу Зевса в Додоне. Предполагают, что в эпоху Архаику было также гадание по жребию, когда оракул отвечал «да» или «нет» на вопрос гостя. Но основным было прорицание жрицы.

Пифия произносила пророчество внутри храма Аполлона. Сначала вопрошающий совершал ритуальное омовение в Кастальском ключе . Затем следовало совершить жертвоприношение и внести небольшую плату. Размер денежной суммы был предметом договора. Устанавливались разные суммы для обращения к оракулу официальных представителей полиса и его частных лиц.

Последовательность для желающих получить предсказание определялась жребием. Но сами дельфийцы имели право получать его вне очереди. Также таким правом обладал царь Лидии Крез, позже – Афины и Спарта.

Пифия перед священнодействием омывалась в Кастальском ключе, окуривалась лавром и ячменной мукой. В храме она вещала, сидя на треножнике. Исследователи считают, что женщина-пророчица была наследием прежнего культа Геи. Обычно у греков жрецами мужских божеств были мужчины, а женских – женщины. Уже в Античности писали, что Пифия впадала в экстаз от ядовитых паров, поднимавших из расщелины в храме. Некоторые современные ученые не считают это историчным. Высказывали точку зрения, что такого состояния жрица достигала за счет самовнушения.

Жрецы оракула были выходцами из знатнейших семей Дельф. Сохранилось три названия жреческих должностей храма – иереи, профеты и госии. Эпиграфика сохранила списки иереев святилища. Они составляли коллегию из двух человек, избиравшихся на всю жизнь. Один из жрецов был старшим, а после его смерти место старшего заменял младший жрец. Информация о двух жрецах относится к эпохе Римской империи. Предполагают, что в Архаическую и Классическую эпохи жрец мог быть один.

Дельфийская амфиктиония

История оракула связана не столько с самим городом Дельфы, сколько с религиозным союзом под названием «Дельфийская амфиктиония». Амфиктионией в Греции называли религиозный союз, объединенный одним святилищем. Само слово «амфиктиония» переводят как «вокруг живущие».

Время создания Дельфийской амфиктионии неизвестно. Впервые она выступает на исторической сцене в начале VI века до н.э.. Предания относили ее истоки к доисторическим временам. Скорее всего, союз был образован в период «Темных веков» XII-VIII вв. до н.э.. Амфиктиония объединяла не полисы, а племена, что тоже указывает на ее древность. У объединения было два центра – храм Аполлона в Дельфах и Деметры в Антеле. Союз был образован именно во втором святилище, которое располагалось недалеко от Фермопил. Представителей племен, входящих в амфиктионию , даже в более позднее время называли «пилагорами». Дельфы были вторым святилищем, но со временем они вышли на первый план, а храм в Антеле потерял значение.

Как писали авторы IV века до н.э., в амфиктионию входило 12 племен, каждое из которых имело два голоса. В течение веков список амфиктионов менялся. Предположительно, первоначальный состав союза включал следующие народы: фессалийцы, фокидяне, дорийцы, ионийцы, перребы, долопы, локры, беотийцы ахейцы Фтиотиды, магнеты, энианы и малийцы. Совет амфиктионии назывался синедрион, и в нем заседали гиеромнемоны – представители племен. Также на заседаниях присутствовали пилагоры, представители полисов народов амфиктионии.

Это объединение нельзя назвать политическим союзом. Известны случаи войн между его членами. фокидяне и фессалийцы были заклятыми врагами в течение Классической эпохи. Вероятно, амфиктиония была создана как религиозный союз, который иногда имел и политическое значение.

А вот сами Дельфы вошли в амфиктионию достаточно поздно. Предполагают, что город и его святилище стали частью сложившегося объединения только в VII столетии до н.э..

Первая священная война

В начале VI века до н.э. Дельфы стали сильным и богатым городом. Их попытался взять под контроль соседний город Криса. Ответом стала война членов амфиктионии против Крисы и разрушение города.

Проблема реконструкции этого конфликта в том, что о нем известно со слов авторов, живших позже. И мы лишены возможности узнать об этих событиях с точки зрения проигравших.

Причиной войны стали нечестивые деяния жителей Крисы. Предположительно, этот город еще до войны контролировал Дельфийское святилище . Криса владела равниной у моря и собирала большие суммы с паломников, которые шли к храму Аполлона. Вероятно, причиной войны стало желание Дельф освободиться от контроля соседа.

Полной информации об участниках войны нет. Известно, что на стороне Дельф были Афины, Сикион и Фессалия. Афинская традиция изображает лидером коалиции афинского политика Солона. Но Плутарх , изучавший дельфийские хроники, называет командующим афинским ополчением Алкмеона.

Ход войны неизвестен. Источники сообщают, что тиран Сикиона Клисфена блокировал Крису с моря. Боевые действия заняли несколько лет. Отряды союзников долго осаждали город. Решающую роль, по данным литературных источников, сыграло отравление вод реки Плейст. После падения города уцелевшие защитники еще шесть лет удерживали гору Кирфис, но были в итоге разгромлены фессалийцами. Конец войны относят к 590 году до н.э..

После победы «нечестивый город» и его гавань уничтожили, жителей увели в рабство, а Крисейскую равнину объявили священной землей. Ее запрещалось обрабатывать под страхом кары, и этот запрет распространялся и на самих дельфийцев.

Пифийские игры

После победы над Крисой в Дельфах были учреждены Пифийские игры – общегреческие состязания в музыке и спорте. Они стали одним из четырех общегреческих состязаний такого рода. Ранее в Дельфах был музыкальный турнир местного значения, который стал основой общегреческого.

Пифийские игры отличал больший интерес к музыкальным состязаниям. Изначально в них участвовали только кифареды, которые состязались в пении под аккомпанемент кифары. Чуть позже к ним добавили флейтистов (авлетов), и кифаристов, состязавшихся в игре на кифаре. Программа Пифийских игр была расширена – появились конные и атлетические состязания. Со временем к ним добавились состязания драматургов. С 582 года до н.э. было решено, что игры должны проводиться раз в четыре года. Победители Пифиад не получали ценных призов, наградой им служил лавровый венок.

Около 335 до н.э. года философ Аристотель и его внучатый племянник Каллисфен по поручению Амфиктионии составили список победителей и устроителей Пифийских игр за всю их историю. За это оба ученых получили от дельфийцев, а список на каменных стелах стал храниться в святилище.

Поэт V века до н.э. Пиндар прославился написанием од в честь победителей общегреческих состязаний. Эти оды были позднее разделены на четыре книги, одна из которых объединяла стихи в честь победителей Пифиских игр. Туда вошли оды за победы в колесничном беге тирану Гиерону Сиракузского, царю Кирены Аркесилаю, знатному афинянину Мегаклу и другим известным людям того времени.

Пифийские игры проходили на протяжении всей Античности. В упадок они пришли вместе с Грецией в IV-V веках нашей эры.

Дельфы и Филипп II Македонский

В V веке до н.э. начался упадок влияния Дельфийского оракула . В период греко-персидских войн Дельфы заняли выжидательную позицию. Вероятно, жрецы не верили в победу эллинов. Поэтому они предостерегали ионийцев от восстания. С успехами греческого оружия во время отражения нашествия Ксеркса оракул изменил свою позицию. Пророчества стали более благоприятными на борцов за свободу.

В 448 году до н.э. Дельфы оказались вплетены во взаимоотношения Афин и Спарты . Дельфы находились на территории области Фокида. Хотя на протяжении веков это не играла особой роли, пришел момент, когда фокидяне решили заявить о своих особых правах на святилище. В 448 году до н.э. фокидяне заняли святилище и объявили его частью своего союза. В ответ спартанское войско легко выгнало нечестивцев из Дельф.

После ухода спартанцев афинское войско вошло в Фокиду и вернуло Дельфы под контроль Фокидского союза. Эти события вошли в истории как Вторая священная война . Вскоре при неизвестных обстоятельствах фокидяне потеряли контроль над святилищем. Это связывают с неудачами их союзника Афин в борьбе со Спартой. В первой четверти IV века до н.э. Фокида была союзником Спарты. Но после победы Беотийского войска над спартанским при Левктрах в 371 году до н.э. фокидянам пришлось подчиниться Беотийскому союзу . После битвы при Мантинее могущество Беотийского союза стало падать, и полисы Фокиды рискнули снова бросить ему вызов. Конфликт шел, в том числе, за контроль над Дельфами.

В 356 году до н.э. совет амфиктионов обвинил фокидян в возделывании священной земли. Инициаторами решения совета были Фивы . К штрафу приговаривали некоторых знатных граждан Фокиды, которых в Беотии считали опасными. Во главе Фокидского союза в 356 году до н.э. стояли два незаурядных политика и полководца – Филомел и Ономарх . Филомел выступил на собрании фокидян, где напомнил им о прежних заслугах их народа перед Дельфами и указал на несправедливость штрафа. Лидер призвал их вновь взять контроль над святилищем в свои руки. Фокидяне избрали Филомела стратегом-автократором. Ономарх стал его помощником и заместителем. Так началась Третья Священная война , которая положила начало подчинению Греции царю Македонии Филиппу II . Филомел заручился поддержкой Спарты, собрал армию фокидян и наемников. Летом 356 года до н.э. он во главе со своей армией без боя занял Дельфы.

Члены Амфиктионии не успели собрать войско, на помощь городу пришли только локры, которых Филомел легко разбил. Затем он позволил вернуться в город изгнанникам. Некоторые богатые дельфийцы были убиты, а их имущество конфисковано. В целом, состоятельных граждан города обложили налогом. Филомел заявлял, что все его действия направлены на восстановление исконных прав его народа на управление святилищем. По его приказу со стел соскребли тексты указов о наложении на фокидян штрафов.

Беотийцы начали готовиться к войне. Филомел направил своих представителей в важнейшие города Греции – Афины, Спарту и даже Фивы. Его послы убеждали греков, что фокидяне лишь восстановили свое право на руководство святилищем и не тронули храмовой казны. Они предлагали желающим проверить состав посвящений. Афины, Спарта и Коринф не только поддержали Филомела, но и заключили союз с Фокидой.

Филомел готовился к новой битве. По его приказу Дельфы обнесли стеной. Он продолжал собирать наемников, увеличив жалование. Но денег оказалось недостаточно, и Филомел посягнул на сокровищницу Дельф, назвав это займом.

Осенью 356 года до н.э. члены совета Дельфийской амфиктионии объявили Фокиде Священную войну. Первый удар нанес Филомел, вторгшись в Озольскую Локриду. Здесь он нанес два поражения отрядам амфиктионов, но вскоре столкнулся с объединённой армией противников. Филомел отступил, а осенью на границе Фокиды ему пришлось дать бой превосходящим силам амфиктионов. Фокидяне были разбиты, их полководец покончил с собой, но Ономарх сумел отвести остатки армии с поля боя. Ономарх продолжил борьбу. Чтобы набрать новых наемников, полководец использовал храмовую казну Дельф. Драгоценные подношения храму переплавлялись на монеты. В этот момент в войну вступил царь Македонии Филипп II.

Ономарх дважды разбивал македонскую армию, но в итоге потерпел поражение на Крокусовом поле и погиб. Его тело было распято по приказу царя Македонии. Священная война продолжалась до 346 года до н.э.. Дельфы были освобождены, а фокидяне сдались Филиппу.

На побежденных наложили огромную контрибуцию, виновные в разграблении Дельф объявлялись вне закона. Все фокидяне должны были переселиться из городов в деревни и выбросить оружие, которое считалось оскверненным. Фокида исключалась из состава амфиктионии.

Прошло десять лет, в течение которых Филипп был занят военными кампаниями на северных границах своего царства. Но в 339 году до н.э. он через Дельфы вновь вмешался в дела Греции. Граждане города Амфиссы в Озольской Локриде распахали священные земли. Амфиктионы постановили объявить нечестивцам войну и доверить командование Филиппу. Война должна была вестись против Амфиссы и ее союзников – Фив и Афин.

В начале 338 года до н.э. армия царя Македонии вошла в Среднюю Грецию. Там к ней присоединились отряды государств-амфиктионов и этолийцы, враждовавшие с локрами. Неожиданно Филипп двинулся не на Амфиссу, а занял крепость Элатею на границе Беотии. Там царь попробовал договориться с Фивами, направив посольство, в которое вошли представители Амфиктионии. Филипп предлагал фиванцам присоединиться к нему и вместе идти на Афины. В беотийский город прибыли и послы Афин во главе с Демосфеном . Фивы присоединились к Афинам, и оба государства решили воевать с Македонией.

Оба полиса разместили к северу от Амфиссы 10-тысячный отряд наемников, еще один отряд прикрывал дорогу на Беотию. Царь Македонии использовал хитрость, которая однажды уже принесла ему успех. Он позволил грекам перехватить свое послание, в котором сообщал, что отступает. Его воины даже сделали вид, что снимаются с лагеря. Греки расслабились, и ночью полководец царя Парменион неожиданной атакой разбил отряд, охранявший дорогу на Амфиссу. Следом полководец занял город.

Жители Амфиссы, которых обвинили в святотатстве, были изгнаны. Так завершилась Четвертая Священная война . Но война с греками не закончилась. И вскоре Филипп разбил армию греческих полисов в знаменитой битве при Херонее.

Дельфы в меняющемся мире: Эллинистическая эпоха и возвышение Рима

В период войн диадохов контроль над Дельфами установил Этолийский союз . Этолийцы были греческим народом в Западной Греции. У них не была развита полисная жизнь, этолийцы жили в горах и промышляли разбоем. В эпоху Эллинизма они смогли стать серьезной силой на Балканах.

Контроль над Фокидой и Дельфами этолийцы установили вскоре после 301 года до н.э.. В 290 году до н.э. они почти сорвали Пифийские игры. Перекрыв дороги на Парнасе, этолийцы не пускали в Дельфы паломников. Деметрий Полиоркет, правивший в Афинах, решился провести игры в Аттике.

До 279 года до н.э. эллины не признавали контроля этолийцев над священным городом, называя их святотатцами. Но дальнейшие события обелили горцев в глазах греческого мира.

В первой половине III века до н.э. Греция , Македония и позже Малая Азия страдали от нашествий кельтов . В 279 году до н.э. варвары вновь обрушились на Грецию. Одна их армия двинулась на этолийский город Каллию, другая – на Дельфы. Основные силы этолийцев отправились защищать свои земли. Около святилище кельтам преградило дорогу войско фокидян и немногих этолийцев.

Последующие события обросли мифами и положили основу праздника Сотерий. Древние рассказывали, что на помощь эллинам пришли их боги и герои. Юстин писал, что перед боем жрецы возвестили, что на помощь грекам явился сам Аполлон , Афина и Артемида . Собиратель древностей Павсаний писал через 500 лет, что в ряды галлов ударила молния, а потом перед ними встали три героя – Амадок, Гиперох и Неоптолем, сын Ахиллеса.

Легенды о божественном вмешательстве появились, возможно, чтобы оправдать появление нового религиозного праздника. Греки выиграли битву. Этолийцы получили два голоса в Дельфийской амфиктионии в знак признания их заслуг во время отражения нашествия. Позже Этолийский союз смог подчинить своему влиянию амфиктионию.

После спасения Дельф в город стали прибывать представители греческих городов, чтобы принести благодарственные жертвы. Жертвоприношения сопровождались музыкальными агонами. Предположительно, амфиктионы стали регулярно приглашать в Дельфы артистов. Серединой 260-х годов до н.э. датируется первое упоминание о празднике Сотерии. Это были ежегодные состязания в пении гимнов.

Этолийцы решили придать Сотериям статус общегреческого праздника. Для этого они отправляли послов в греческие города и ко дворам эллинистических царей. Обоснованием для создания нового праздника в дополнение к четырем существующим стали легенды о явлении богов при обороне Дельф от кельтов. И в середине 240-х годов до н.э. Сотерии стали пятым общегреческим праздником. К мусическим состязаниям добавились атлетические, а также гонки на колесницах. После признания Сотерий многие полисы стали объявлять свои местные состязания общегреческими.

После разгрома Этолийского союза Римом Дельфы освободились от его влияния. Во II веке до н.э. святилище было независимым. Последний царь Македонии Персей использовал Дельфы для публичной пропаганды. В 174 году до н.э. после похода на трибаллов он посетил город во время Пифийских игр. В Дельфах наряду с другими местами был выставлен указ царя о возвращении в Македонию изгнанников. Одновременно Дельфы поддерживали дружбу и с Пергамским царством , которое было союзником Рима.

В середине II века до н.э. Дельфы вошли в состав римской провинции Ахайя . Святилище продолжало действовать на протяжении почти всей истории Римской империи. Свое существование оно прекратило, вероятно, во времена императора Феодосия I в конце IV века нашей эры.