Александр Шустов

Накануне визита президента России Владимира Путина, намеченного на ближайшее время, в Душанбе вновь заговорили о возможном присоединении к ЕАЭС. Но реально вступать в союз Таджикистан не спешит, совершая реверансы в сторону евразийской интеграции для достижения тактических целей.

Путин едет в Душанбе

О предстоящем визите Владимира Путина в Таджикистан 27 января сообщил вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. «Мы должны тщательно подготовиться к визиту президента Российской Федерации Владимира Путина в Таджикистан, который состоится в ближайшие недели», - заявил он на заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заявление И. Шувалова сразу же стало поводом для предположений о том, зачем же глава России намерен посетить эту среднеазиатскую республику.

31 января министр экономического развития и торговли Таджикистана Негматулло Хикматуллозода на пресс-конференции сообщил, что к визиту российского президента обеими сторонами готовится для подписания целый пакет различных соглашений.

Однако обнародовать их список он отказался, ограничившись упоминанием о том, что таджикские власти ожидают согласования многих нерешенных вопросов, а также анонсировал договоренности по углублению сотрудничества с крупными российскими регионами. В вопрос о целях визита это лишь добавило интриги.

Некоторые эксперты сразу же предположили, что главной целью визита будет обсуждение условий присоединения Таджикистана к ЕАЭС. Такое мнение, в частности, высказало «Радио Озоди» (таджикская служба «Радио «Свобода»). «Многие эксперты предполагают, что в ходе визита российского лидера будет поднят вопрос о вхождении Таджикистана в проект Кремля – Евразийский экономический союз (ЕАЭС)», – отмечает издание, оговариваясь, что Душанбе еще не принял окончательного решения по этому поводу, поскольку вопрос пока находится в стадии изучения.

Сколько можно изучать?

Вопрос участия в евразийской интеграции Таджикистан изучает уже несколько лет. Сначала препятствием для вступления в ЕАЭС, по словам таджикских властей, являлось отсутствие у республики общей границы с государствами союза, хотя находящейся в том же положении Армении это обстоятельство почему-то не мешало. Но и после того, как полноправным участником ЕАЭС стал Кыргызстан, дело не сдвинулось с мертвой точки. Вопрос на сегодняшний день находится все в той же стадии, которая в последнее время дополнилась изучением опыта «малых экономик».

Так, в середине января первый замначальника Таможенной службы Хуршед Каримзода заявил, что правительство изучает опыт присоединения к ЕАЭС на примере Кыргызстана и Армении.

«Вопрос вхождения в ЕАЭС изучается всесторонне, – отметил он, – обсуждаются все плюсы и минусы, прежде нужно ответить на ряд вопросов – в частности, что мы можем предложить рынку стран-участниц указанной организации, отвечает ли наша продукция уровню, установленному стандартами ЕАЭС, и будет ли обеспечена здоровая конкуренция». Пристальное внимание к опыту «малых экономик» Х. Каримзода объяснил тем, что в союз они вступали позже России, Казахстана и Беларуси, в связи с чем Душанбе надо оценить все последствия этого процесса.

В конце января эту информацию подтвердил и министр экономического развития Таджикистана Н. Хикматуллозода. «Это очень интересный процесс, потому что в последние годы в эту организацию вступили Кыргызстан и Армения, – отметил он, – Опыт этих стран для нас очень полезен. Сейчас мы расширили спектр изучения этих вопросов». При этом никаких практических шагов в направлении ЕАЭС Таджикистан в последнее время не сделал. Показательно, что новый президент Молдовы Игорь Додон на встрече с В. Путиным в январе выразил желание, чтобы Кишинев стал наблюдателем в ЕАЭС. Душанбе же с такими инициативами пока не выступал.

Нужен ли Таджикистану ЕАЭС?

В вопросе евразийской интеграции таджикские власти проявляют явную осторожность. Летом прошлого года Москва через СМИ стала настойчиво намекать Душанбе, что присоединяться к союзу надо, и тянуть с этим не стоит. 4 июля председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что Таджикистан в течение ближайшего года выразит желание вступить в ЕАЭС. Однако таджикская сторона устами заместителя министра экономического развития и торговли Умеда Давлатзоды ответила, что экономика республики неплохо развивается и без ЕАЭС, а все необходимые вопросы уже решены на двусторонней основе.

В том, что Таджикистан вскоре решит вступить в союз, сомневаются и эксперты. Так, главный редактор информационного агентства «Фергана.ру» Даниил Кислов в интервью Национальной службе новостей заявил, что предпосылок для быстрого решения этого вопроса не видит. По его словам, таджикская политическая и экономическая модель – одна из наиболее инертных в регионе, а евразийская интеграция потребует решения множества правовых, технических и экономических вопросов. Да и опыт соседнего Кыргызстана большого оптимизма не внушает. «Ему было очень трудно приводить в порядок свои законы, нормы и таможенные положения в соответствии с требованиями ЕАЭС, – отметил Д. Кислов, – Таджикистану это будет еще сложнее сделать именно потому, что их система не умеет мобильно работать. Это растянется на долгие годы, даже если на то будет какая-то политическая воля».

Положение осложняется тем, что экономика России находится в кризисе, и в качестве быстрого эффекта от вступления в союз она может предложить Таджикистану, по сути, только решение вопросов трудовой миграции. Однако, членство в ЕАЭС явно осложнит взаимоотношения республики с Китаем, который уже стал для нее главным источником иностранных инвестиций.

Поэтому Таджикистан пытается усидеть на двух стульях, стремясь сохранить выгодные для него экономические связи с КНР и не портить при этом отношений с РФ, где работает значительная часть трудоспособного населения страны.

Более того, Душанбе, похоже, даже готов на жертвы в виде значительного сокращения количества работающих в РФ трудовых мигрантов.

Что касается заявлений таджикских чиновников об изучении вопроса вступления в ЕАЭС, то они являются обычными политическими реверансами, призванными создать благоприятный информационный фон вокруг визита В. Путина в Душанбе, а возможно – и побудить Россию пойти на уступки в ходе предстоящих переговоров.

В то время как Россия продолжает повторять мысль о своей заинтересованности во вступлении Таджикистана в Евразийский экономический союз, внутри объединения накапливаются нерешенные проблемы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20 ноября в ходе встречи в дипломатической академии Азербайджана в Баку, отвечая на вопрос о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), сообщил, что вопрос о членстве Таджикистана в ЕАЭС рассматривается. «Будем приветствовать новых членов. К работе ЕАЭС присматривается Таджикистан, ряд других заинтересованных стран, в том числе не обязательно из числа государств СНГ. Будем рады и готовы приветствовать в этих рядах Азербайджан. Сейчас прорабатывается возможность учреждения института наблюдателей при Евразийской экономической комиссии», — сказал министр иностранных дел России.

​«ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» РОССИИ, ПРЕПОДНОСИМАЯ КАК «СОБЫТИЕ»

Это не первое высказывание министра иностранных дел России относительно возможного членства Таджикистана в Евразийском экономическом союзе. В ходе визита в Душанбе в 2014 году (в том году было подписано соглашение о ЕАЭС), Сергей Лавров сказал, что Россия открыта для таких «близких соседей», как Таджикистан. Душанбе, в свою очередь, продолжает давать уклончивые ответы, ссылаясь на то, что вопрос требует изучения и что Таджикистан должен обдумать плюсы и минусы вероятного вхождения в союз.

На вопрос Таджикской редакции Азаттыка в связи с недавним высказыванием Лаврова министерство экономики и торговли Таджикистана ответило 22 ноября, сообщив, что изучает опыт Кыргызстана и Армении, которые последними вступили в ЕАЭС.

Таджикский эксперт Зафар Абдуллаев отмечает, что Россия хочет преподнести «свою заинтересованность» как событие. В интервью Таджикской редакции Азаттыка эксперт говорит, что Москва через Лаврова дает сигнал Таджикистану ускорить процесс вступления в союз.

— Москва хочет контролировать такие слабые экономики, как Таджикистан. Потому что России не нравится, что Китай и другие конкуренты инвестируют в экономику Таджикистана. Через привлечение в этот союз она хочет избавиться от инвестиций конкурентов. Москва прилагает все виды давления, политические и «мягкую силу», — говорит он.

По словам Зафара Абдуллаева, Россия через финансирование исследовательских учреждений создала Центрально-Азиатский экспертный клуб «Евразийское развитие», объединивший группу таджикских экспертов. При поддержке посольства России в Таджикистане этот клуб часто проводит свои заседания. На них больше всего говорится о том, какую выгоду получит Таджикистан от присоединения к ЕАЭС. Этот клуб был открыт в 2014 году – в год подписания соглашения о ЕАЭС.

В последнее время средства в экономику Таджикистана начали вливать Китай и Саудовская Аравия. За последний месяц в Душанбе побывали делегации из Тегерана, наметились шаги по восстановлению охладевших таджикско-иранских отношений. Однако Россия считает себя лидирующим инвестором экономики Таджикистана.

ХРОМАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЛАБАЯ ЭКОНОМИКА

Эксперт Зафар Абдуллаев, намекая на последние события на казахско-кыргызской границе, говорит, что ЕАЭС не в силах решить политические споры между членами союза.

— Этот союз стал такой же «мертвой» организацией, как и СНГ, — говорит он.

Некоторые эксперты считают, что, если Таджикистан станет членом ЕАЭС, то трудовые права около миллиона таджикских мигрантов, находящихся в России, уравняются с правами граждан России. Поэтому таджикские мигранты заинтересованы в членстве своей страны в этой организации. Однако по некоторым подсчетам, бюджет Таджикистана в этом случае может лишиться 30 процентов поступлений.

Казахстанский политолог Азимбай Гали говорит, что безработица в Таджикистане подталкивает граждан этой страны к поискам работы в России.

— Вне зависимости от того, будут союзниками Таджикистан и Россия или нет, очевидно, что поток мигрантов не иссякнет. Во многих случаях мигранты едут в Россию незаконно и сталкиваются с различными проблемами. Если Таджикистан вступит в ЕАЭС, безусловно, ездить в Россию станет легче, — говорит эксперт Азаттыку.

После визита президента России Владимира Путина в Душанбе таджикским мигрантам в России разрешили проходить регистрацию в России в течение месяца.

В ответ на вопрос о том, что могут означать периодические высказывания официальных представителей России о скором вступлении Таджикистана в союз, Азимбай Гали говорит, что Москва заинтересована в увеличении числа союзиков

— В действительности Москва хотела бы иметь побольше стран, которые бы от нее зависели. В этой связи у Таджикистана со слабой экономикой нет другого выхода, кроме как вступить в союз. Предполагаю, что в нынешней ситуации вступление Таджикистана в ЕАЭС надолго не затянется, — считает политолог.

Другой казахстанский политолог Толганай Умбеталиева скептически относится к вступлению Таджикистана в ЕАЭС.

— Таджикистан не проявляет серьезного интереса к этому Союзу и не думаю, что интерес скоро проснется, — полагает эксперт.

Умбеталиева считает, что призыв Узбекистана к интеграции в Центральной Азии вызывает беспокойство у России.

— Импульсы, которые пошли от Узбекистана, возможно, несколько встревожили Россию, которая рассматривает эти изменения как противоречащие ее интересам как на постсоветском пространстве в целом, так и в центральноазиатском регионе, – отмечает эксперт.

Толганай Умбеталиева обращает внимание на тот факт, что в состав ЕАЭС привлекаются бывшие страны СССР.

— В действительности не просматриваются экономические выгоды от новых участников и для новых участников. Кроме того, внутри ЕАЭС уже очень много проблем, которые не решены, — говорит Толганай Умбеталиева Азаттыку.

По ее словам, еще в объединение не интегрированы полностью Армения и Кыргызстан, не говоря уже о проблемах, которые имеются между Россией, Беларусью и Казахстаном. Такие проблемы будут накапливаться, если их не решать, а заниматься привлечением в союз новых экономически слабых государств.

Соглашение о создании ЕАЭС главами России, Казахстана и Беларуси было подписано в 2014 году. Союз начал свою работу в 2015 году. Позднее к союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Однако между членами союза – Минском и Москвой, Астаной и Бишкеком – есть разногласия. Россия находится под санкциями Запада после аннексии Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.

Куанышбек Кари, казахская служба Радио Свобода

«Copyright (C) 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода»

ДУШАНБЕ, 30 апр - Sputnik. Вступление в силу нового Таможенного кодекса стран ЕАЭС планируется с 1 января 2018 года, сообщила пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

"На Совете ЕЭК принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года", - говорится в сообщении, сообщает РИА Новости.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Таможенный кодекс ЕАЭС - один из основных документов нормативно-правовой базы союза.

Белоруссия не присутствовала на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств ЕАЭС в Санкт-Петербурге, где в декабре был подписан Таможенный кодекс ЕАЭС.

Ранее министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что основные цели создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к настоящему времени не достигнуты.

Глава МИД подчеркнул, что "не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств- членов союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС".

Министр ЕЭК по торговле Вероника Никишина отметила, что в 2016 году коллегия ЕЭК оценила выгоды и риски торговли со странами, не входящими в ЕАЭС.

Оценив выгоды и риски для наших пяти стран, мы поняли, что выгод гораздо больше, чем рисков. Мы к этому готовы", - заявила она. Министр подчеркнула, что выгода будет заключаться в том, что ЕЭК снизит конкуренцию на внутреннем рынке за счет создания льготных режимов выпуска экспортной продукции на рынки третьих стран.

ТАШКЕНТ, 23 ноября — Sputnik. В Душанбе прошел круглый стол, посвященный перспективам вступления Таджикистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

На заседании, организованном при участии российского Института евразийских исследований и Торгового представительства РФ в Таджикистане, участники обсудили возможность взаимодействия страны с ЕАЭС и ее дальнейшие перспективы стать членом организации.

Своим мнением о преимуществах и недостатках вступления в союз поделились приглашенные на заседание представители Кыргызстана, состоящего в ЕАЭС с августа 2015 года. О необходимости обмена опытом между государствами-соседями Sputnik Таджикистан спросил Галину Назарову, одного из организаторов мероприятия и представителя Института евразийских исследований в РТ.

"Это была наша инициатива. Нам очень хотелось услышать мнение со стороны Кыргызстана, с которым мы наиболее близки в экономическом и миграционном отношениях. Да, Таджикистан стоит на пороге вхождения, но для этого стране в любом случае необходим некий опыт взаимодействия со структурами ЕАЭС. В данном случае — опыт ближайших соседей, на который Таджикистан мог бы опереться. Кыргызские коллеги рассказали о специфике процедуры вхождения в Таможенный союз", — сообщила Назарова.

Одним из главных докладчиков со стороны Кыргызстана был Джумакадыр Акинеев, советник министра экономики КР, доктор экономических наук. Он рассказал о том, что получила страна при вступлении в ЕАЭС. Среди объективных плюсов были названы послабления для трудовых мигрантов в России и Казахстане при постановке на учет и регистрации, свободное перемещение товаров внутри союза, увеличение туристического потока на 28% за год и помощь при перевооружении армии Кыргызстана.

Среди минусов — увеличение на 5% импортных пошлин на ввоз товаров, что особенно заметно при торговле с Китаем, сокращение количества ввозимых автомобилей со стороны Японии и Европы. Соответственно, эти же преимущества и риски может разделить Таджикистан после вступления в ЕАЭС.

По словам Галины Назаровой, одним из итогов круглого стола было предложение делегатов Кыргызстана сформировать экспертную группу, которая окажет консультативную поддержку представителям Таджикистана при вступлении в ЕАЭС. На сегодняшний день ЕАЭС, существующий уже более двух лет, представляет собой живущий по единым правилам международный рынок, где все государства-члены (вне зависимости от их экономического веса и количества населения) имеют равное количество голосов. Союз объединяет 183 миллиона человек и занимает первое место в мире по площади территории. Кроме того, к 2019 году планируется создать единый рынок электроэнергии, не позднее 2025 года — единые рынки нефти, газа и нефтепродуктов. Согласно докладу Сергея Шухно, директора департамента интеграции Евразийской экономической комиссии, ЕАЭС вышел на первое место в мире по добыче нефти, производству калийных удобрений, второе место — по добыче газа, третье — по выплавке чугуна, выращиванию пшеницы и картофеля. Таджикистан на данный момент прорабатывает вопрос возможного присоединения к ЕАЭС и изучает экономическую базу и правовые документы Союза.

Ирина Денисова, Андрей Малокостов и Наталья Турдыева

История вопроса: Таджикистан

Таджикистан является одной из беднейших стран Центральной Азии. Согласно данным Всемирного банка, номинальный ВВП на душу населения Таджикистана в 2012 г. составлял 872 долл. США. Таджикистан - это горная страна, не имеющая выхода к морю, где в результате разрушительной пятилетней гражданской войны, разразившейся вскоре после провозглашения независимости в 1992 г., сильно пострадала существовавшая во времена СССР хозяйственная инфраструктура. В настоящее время основу экономики Таджикистана составляют хлопковая, текстильная и легкая промышленности, производство электроэнергии, алюминия, добыча природных ресурсов (золото, серебро, сурьма и уголь), а также производство некоторых товаров народного потребления.

Эффект низкой базы может частично объяснить недавние высокие показатели роста Таджикистана: темп роста реального ВВП составил 7,4% в 2011 г., темп роста реального ВВП на душу населения - 5,9%. Одними из основных факторов увеличения ВВП Таджикистана являются денежные переводы от соотечественников, уехавших на заработки в соседние страны (в особенности в Россию), и рост экспорта (основными экспортными товарами являются алюминий и хлопок). Структура экспорта Таджикистана в 2011 г. представлена на , а структура объема промышленного производства страны в 2010 г. - на .

Таджикистан и Таможенный союз

Вхождение Таджикистана в состав Таможенного союза и Единого экономического пространства возможно лишь после присоединения Кыргызстана к этим наднациональным структурам, так как в настоящее время у Таджикистана нет общей границы с Таможенным союзом.

Расширение Таможенного союза посредством включения в свой состав Таджикистана может иметь значительное влияние на экономику этой страны, так как Россия, Беларусь и Казахстан в настоящее время обсуждают комплекс мероприятий в сфере торговли, миграции и инвестиционной политики.

Торговля

В сфере торговли можно сказать не так много: большинство тарифов, применяемых в двусторонней торговле между странами Таможенного союза и Таджикистаном равны нулю благодаря договорам Евразийского экономического сообщества. Таможенный тариф Таможенного союза несколько выше, чем действующий в Таджикистане: средневзвешенный таможенный тариф Таможенного союза составляет 7,55% по сравнению с 6,41% в Таджикистане (по состоянию на начало 2014 года).

Таджикистан является членом ВТО с марта 2013 г., что означает, что любое региональное торговое соглашение должно соответствовать статье XXIV ГАТТ-1994, в которой говорится, что «региональное торговое соглашение должно быть направлено на развитие торговли между ее станами-членами и не создавать барьеры в торговле с другими членами ВТО». Принимая во внимание правила ВТО, увеличение числа членов в Таможенном союзе не должно привести к росту торговых барьеров Таджикистана, и в этой связи возникают вопросы о том, каким образом будет формироваться единый внешний таможенный тариф в новом расширенном Таможенном союзе.

Величину возможных последствий присоединения Таджикистана к Таможенному союзу можно оценить с помощью вычисляемой модели общего равновесия GLOBE . Если предположить, что Таджикистан будет использовать внешний таможенный тариф Таможенного союза, то изменение ВВП, вызванное расширением, составит 0,2% для Таджикистана, 0,1% для России. Эффект для Беларуси и Казахстана будет незначительным. Стоит отметить, что данные расчеты проведены в предположении о вхождении в Таможенный союз только Таджикистана, в то время как реальный экономический процесс предполагает предварительное вхождение в состав этого регионального объединения Кыргызстана.

Один из экономических механизмов, не отраженный в вычислимой модели общего равновесия (CGE), - это динамическое изменение в структуре экспорта за счет реализации экспортного потенциала, которое можно расчитать в рамках подхода Хаусманна и Клингера. Этот подход фокусируется на отношениях между существующей структурой экспорта страны и возможностями ее будущего развития. В качестве индикатора структуры экспортной корзины, Хаусманн и Клингер использовали «сложность» экспортных товаров. Уровень «сложности» определяется уровнем развития в странах, которые имеют аналогичную структуру экспорта. Оценивая изменения в структуре экспортных товаров и соответствующую динамику развития стран-экспортеров, Хаусманн и Клингер предложили методику прогнозирования развития существующего экспорта страны. Эта методика основывается на предположении, что эволюция экспортной корзины, образованная выявленными сравнительными преимуществами рассматриваемой страны, в значительной степени определяется «близостью» этих товаров к существующей корзине экспорта.

В настоящее время таджикскому экспорту определенно не хватает «сложности», однако увеличить ее возможно. Согласно результатам исследования «Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП », проведенного Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, торговля со странами Таможенного союза позволит Таджикистану увеличить «сложность» своего экспорта больше, чем это было бы без интеграции.

Все промышленные товары можно разделить на четыре больших группы: «сырьевые», «низкотехнологичные», «технологии среднего уровня» и «высокотехнологичные». Результаты применения модели Хаусманна в отношении Таджикистана показывают, что в настоящий момент эта страна может увеличить производство следующих товаров, имеющих самый высокий экспортный потенциал:

    • Товары технологии среднего уровня: например, холодильное оборудование;
    • Низкотехнологичные товары:

Строительные материалы из камня, цемента и дерева;

Изделия из алюминия;

Текстиль и швейные изделия;

Молоко и молочные продукты;

Рыбные продукты.

Трудовая миграция

Инвестиционный потенциал Таджикистана высок. Основными секторами для инвестиций являются цветные металлы, гидроэнергетика, а также пищевая и легкая промышленность (в основном текстильная). Таджикистан может стать интересной инвестиционной возможностью для компаний Таможенного союза, однако исследование Всемирного банка, посвященное оценке деловой и предпринимательской среды, проведенное в 2009 г., обозначило множество препятствий на пути к предпринимательской деятельности. Среди препятствий для ведения бизнеса в Таджикистане были названы: плохой инвестиционный климат, высокие налоги, отключения электроэнергии, коррупция, обременительное таможенное администрирование и регулирование торговли. Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха и поможет реализации преимуществ для Таджикистана при интеграции с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Выводы и последствия для экономической политики

Подводя итоги, можно сказать, что анализ возможных последствий для Таджикистана при вступлении в Таможенный союз предполагает, что основные экономические выгоды для этой страны лежат в заключении дополнительных соглашений, в основном в сфере трудовой миграции. Экономические выгоды для Таджикистана от торговой интеграции весьма скромны, а движущая сила процесса интеграции лежит в политической области.

Приведенные данные также рождают ряд политически значимых пунктов: интеграция должна быть всесторонней, чтобы быть взаимовыгодной; торговые последствия являются незначительными; актуальной проблемой является регулирование миграции в странах-членах Таможенного союза и инвестиционные возможности в Таджикистане.

Регулирование миграции является одним из краеугольных камней возможной интеграции: российский интерес лежит в области легализации миграционных потоков, а интерес Таджикистана заключается в стабилизации потока денежных переводов.

Для Таджикистана чрезвычайно важно повысить доверие к своей банковской системе, что возможно с помощью инвестиций из других стран-членов Таможенного союза.

Улучшение инвестиционного климата является ключевым компонентом успеха, который поможет Таджикистану реализовать ряд преимуществ при присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана.

С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте Евразийского банка развития: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/

Ирина Денисова - ведущий научный сотрудник ЦЭФИР

Андрей Малокостов - научный сотрудник ЦЭФИР

Наталья Турдыева - старший научный сотрудник ЦЭФИР

Scott McDonald, Karen Thierfelder, and Sherman Robinson. (2007) "Globe: A SAM Based Global CGE Model using GTAP Data", United States Naval Academy Department of Economics, Working Paper No. 14, May 2007.

Hausmann R., Klinger B. (2006) Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space. CID Working Paper . No. 128. Hausmann R., Klinger B. (2007) The Structure of the Product Space and the Evolution of Comparative Advantage, CID Working Paper . No. 146.

Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-1998. QEH Working Paper . No. 44.

Евразийский банк развития (2013) Оценка экономического эффекта присоединения Республики Таджикистан к ТС и ЕЭП. Рабочий документ № 14, Санкт-Петербург: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития.

Аналитические материалы по теме торговля и устойчивое развитие доступны в публикации "Мосты" .
Подписка бесплатная