Село Дивеево Нижегородской области расположено на берегу реки Вичкинзы, в 180 км от Нижнего Новгорода, 65 км от Арзамаса, 12 км от Сарова. Является крупным административным центром. Село возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе

Во второй половине 18 века Девеево - небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.


В 19 веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как четвертый и последний удел Божьей Матери. На этой святой земле располагается Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.




Святые врата


Трапезная


Преоброженский собор
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В начале века в ней служили зимой, но она была тесна и уже сильно обветшала. Когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой в 1904 году, не пожелала ломать действующую Тихвинскую церковь (впоследствии сгоревшую в 1928 году), и собор заложили сбоку, напротив начала Канавки


Свято Троицкий собор






Автором проекта собора был архитектор А. И. Резанов, ученик академика К. Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом.


На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».



В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. На этом образе Богородица изображена в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Многих исцелял Преподобный, помазывая елеем из лампады перед образом Царицы Небесной. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению (иконе), Она вас не оставит!» И ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина)) «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Место туристически-популярно по нескольким причинам:
1) Красота самого монастыря
2) Мощи преподобного Серафима Саровского
3) Канавка Божией Матери
4) Святые источники

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою !» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. » (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим , ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской , была устроена Мельничная община , а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую . А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.


На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.


Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.


Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов. Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. 😉 Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.


Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок. 🙂


Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери . Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит! »

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила » (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.


В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!



Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»


У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён. На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук, но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний 🙂

Маленький город Дивеево, что в Нижегородской области, известен на всю страну как крупный духовный центр русского православия, а также как место с богатой историей и уникальными достопримечательностями. Его популярность главным образом связана с находящимся тут Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским женским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников со всех уголков страны.
Поселение Дивеево возникло в 1559 году на берегу реки Вичкензы. Его основал татарский мурза Дивей, который получил право властвовать над этими землями от самого Ивана Грозного. Поселение было названо в честь его основателя. Особенностью Дивеева было то, что село находилось на пересечении нескольких паломнических путей и давало приют уставшим с дороги путникам. Вскоре на территории села был возведен храм, посвященный святителю Николаю, который был главным храмом поселения до XVIII века. В конце XVIII века здесь был основан женский монастырь. В честь святого Серафима Саровского, который опекал монахинь, монастырь был назван в его честь. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю монастыря в советскую эпоху, сегодня Дивеевская обитель является важным духовным центром и ежегодно принимает тысячи верующих с разных концов России и зарубежья.

Достопримечательности Дивеева с описанием и фото

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Дивеевская обитель считается четвертым уделом на Земле, которому покровительствует сама Богородица. У монастыря богатая и интересная история. Как гласит предание, в 1767 году в Дивеево, направляясь в Саровский монастырь, остановилась паломница Агафья Мельгунова. Здесь во сне к ней явилась Богородица и велела возвести в Дивеево женский монастырь. Уже в 1772 году в селе был возведен храм в честь Казанской иконы Божией матери и была основана женская религиозная община. В 1788 году храму был дарован земельный удел для постройки келий. Монастырь активно развивался и расширялся в течение 150 лет. В 1825 году опеку над монахинями взял преподобный Серафим Саровский, который к тому времени закончил свой 55-летний затвор. Здесь он принимал всех, кому нужно было его духовное наставление. Как гласит предание, однажды во сне преподобному явилась Богоматерь, которая, обойдя монастырь, велела обнести его валом и выкопать вокруг него канавку. Это должно было навсегда уберечь святое место от дьявольских проявлений и прочих бед. Монахини рыли канавку около четырех лет. Увидев проделанную работу, преподобный Серафим Саровский сказал монахиням: «Тут вам и Афон, и Иерусалим, и Киев». Существует поверье, что Божия матерь обязательно услышит молитву того, кто совершит ход по канавке и 150 раз прочтет молитву Богородице.
Во времена советской эпохи монастырь пережил тяжелые времена. Храмы были закрыты, земляной вал срыли, святую канавку практически полностью засыпали. В помещениях монастыря разместили трудовую артель и склады. Позже это место полностью закрыли, и монастырь начал медленно приходить в упадок. Однако в 80-е годы прошлого века монастырь начали потихоньку восстанавливать. Храмы вернули церкви и реставрировали, святую канавку, пришедшую в запустение, снова вырыли и обустроили. В 2012 году началось возведение нового храма – Благовещенского, который был задуман еще Серафимом Саровским. Святой даже указывал место, на котором он должен размещаться. Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь считается одним из главных паломнических центров Российской Федерации, ежегодно принимающим тысячи верующих со всего мира.

Храмы Дивеева

Свято-Троицкий собор


Свято-Троицкий собор

Это место является главным храмом Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь хранятся мощи святого Серафима Саровского и многих преподобных саровских старцев. По преданию, место под возведение собора указала Серафиму Саровскому сама Богородица. Преподобный купил указанный участок земли на собственные средства, а купчую на землю велел хранить в монастыре до подходящего для постройки храма времени. Закладку храма сделали в 1865 году, а его строительство продолжалось 10 лет. Изначально собор должен был стать местом для летнего проведения служб. Интерьер собора уникален – все росписи внутри храма сделаны не на стенах, а на больших холстах. Главной иконой собора и одной из самых важных реликвий Дивеевского монастыря является икона Божией Матери «Умиление», перевезенная сюда из Саровской пустыни после ухода из жизни Серафима Саровского, который всю жизнь молился перед этим чудотворным образом.

Казанская церковь Божией Матери


Казанская церковь Божией Матери

Казанская церковь является самой древней на территории Дивеевского монастыря. Именно с его возведения началась история местной женской монашеской общины. Казанская церковь была освящена в 1780 году. В то время она имела два придела, посвященных святителю Николаю и архидиакону Стефану. Женская православная община под началом матушки Александры управлялась старцами Саровской пустыни. По словам Серафима Саровского, Казанская церковь – одна из трех, «которые со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо».

Спасо-Преображенский собор

Еще один храм, входящий в комплекс сооружений Дивеевского монастыря, который завещал возвести Серафим Саровский. Он находится в конце Святой канавки, рядом с Троицким собором. На месте, указанном преподобным, возвели маленькую Тихвинскую церковь из дерева, которая позже сгорела при пожаре. Собор же был заложен сбоку от Святой канавки в 1907 году. Выстроенный в неорусском стиле, он привлекает взгляды гостей монастыря легкостью архитектурных форм. Во времена советской эпохи помещение храма использовалось в качестве гаража и быстро пришло в запустение. На кровле храма выросли деревья, которые чуть не обрушили ее. Однако храм выстоял и был полностью восстановлен. Сегодня в нем хранятся святые мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской.

Святые источники

Источник Серафима Саровского


Источник Серафима Саровского

Сложенный на реке Сатис святой источник Серафима Саровского в Дивееве пользуется наибольшей популярностью среди верующих, посещающих монастырь. Изначально источник относился к Саровской пустыни, однако в последние годы его все чаще причисляют к Дивеевскому монастырю. Примечательна история возникновения этого целебного источника. Это событие произошло в 60-е годы прошлого века. По преданию, перед солдатом, который нес караульную службу на границе охраняемого периметра в лесу, появился старец в белом балахоне. Солдат спросил его: «Что вы здесь делаете?». Вместо ответа старец ударил своим посохом о землю, и в этом месте забил чистый родник. Узнав про эту историю, местные власти приказали засыпать родник. Однако техника, которую подогнали для этого, постоянно глохла и отказывалась работать. Трактористу, который должен был засыпать источник, явился старец в белых одеяниях и попросил не делать этого. После этого тракторист наотрез отказался засыпать источник, и его оставили в покое.

Сегодня Серафимовский источник обустроили и облагородили, и за целебной водой к нему приезжают все посетители Дивеевского монастыря.

Источник матушки Александры

Этот целебный источник расположен ближе всего к Дивеевскому монастырю. В дни церковных празднований сюда проходят крестные ходы и происходит ритуал освящения воды. Источник матушки Александры славится случаями чудесного исцеления после купания в нем. Изначально Александровский источник был расположен в другом месте, однако в середине ХХ века после постройки плотины он был затоплен. Вследствие этого название в честь первой настоятельницы монастыря перешло на этот родник.


Это сооружение является одним из главных святых мест Дивеевского монастыря. По преданию, вырыть ее повелела сама Богородица, явившаяся во сне Серафиму Саровскому. Обязательным условием было вырыть ее силами только монахинь Дивеевской обители. Преподобный указал расположение канавки, ориентируясь на тропу, по которой шла Богородица в его видении. Он же собственноручно начал копать канавку летом 1829 года. Оборудование канавки заняло несколько лет. Во времена советской эпохи канавку во многих местах зарыли. Ее восстановление началось в 1992 году. Сейчас во время богослужений часто совершаются обходы Святой канавки, сопровождаемые молитвами Богородице.

Дом блаженной Паши Саровской

В это место часто приходят помолиться паломники, посещающие Дивеевский монастырь. Здесь же в 2010 году открыли музей. В этом доме жила блаженная Паша Саровская (в миру Прасковья Ивановна). В свое время она предсказала гибель семьи Романовых и ежеминутно молилась за все человечество. За советом к ней часто приходили знатные люди того времени. Музей состоит из трех залов. В первом выставлена экспозиция, воссоздающая интерьер комнаты, в которой жила блаженная. Во втором зале посетители музея могут увидеть платья и монашеские одеяния, принадлежавшие как самой Прасковье Ивановне, так и первой настоятельнице монастыря матушке Александре. Третий зал посвящен святому Серафиму Саровскому – здесь можно увидеть мебель, которую изготовил сам святой, и другие старинные предметы.

Что посмотреть в Дивеево за один день?

В Дивееве не слишком много достопримечательностей, и расположены они весьма компактно, так что вполне реально самостоятельно посмотреть их все за один день. Для лучшей организации своей экскурсии ознакомьтесь со следующим ее маршрутом:

  • В начале своей экскурсии посетите Свято-Троицкий собор. Побывав там, отправляйтесь в Спасо-Преображенский собор, расположенный рядом.
  • Далее отправляйтесь в Казанскую церковь, а оттуда совершите ход по Святой канавке.
  • Посетите святые Серафимовский и Александровский источники.
  • Завершите свою экскурсию посещением дома блаженной Прасковьи Ивановны.

Видео обзор достопримечательностей Дивеево

Дивеево безусловно понравится любителям . А просмотрев специально подобранный для вас нами ролик, вы сможете убедится что он является довольно интересным и духовным местом.

Дивеево – городок, тесно связанный с духовностью и религией. Его посещение подарит вам покой и радостные впечатления, которые сохранятся в памяти надолго.

Посещали ли вы Дивеево? Какие впечатления у вас остались от этого города? Расскажите нам в комментариях!

Россия на протяжении веков была центром православия, и даже в годы богоборчества в нашей стране удалось сохранить значительную часть церковных святынь. Кроме того, за последнюю четверть века было сделано многое для возрождения монастырей. К числу таких обителей относится и Серафимо-Дивеевский монастырь, куда каждый год приезжают тысячи туристов со всех уголков России.

Село Дивеево

Поселение Дивеево предположительно было основано в середине 17-го века, во время похода войска Ивана Грозного на Казань. По легенде, свое название населенный пункт получил в честь татарского мурзы Дивея, который вместе со своим отрядом примкнул к войскам русского царя. Сегодня в Дивеево постоянно проживают около 9 тыс. человек, и действуют несколько промышленных предприятий. Кроме того, за последние десять лет там были построены несколько небольших гостиниц и гостевых домов для паломников. Развивается туристическая инфраструктура.

Где находится обитель и как туда добраться

В Серафимо-Дивеевский монастырь (адрес которого - село района) легче всего добраться из города Арзамаса, откуда почти каждый час до интересующего нас пункта отправляются пассажирские автобусы. Если же добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому, возможно, придется сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше выехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Сам же Серафимо-Дивеевский монастырь находится на берегу реки Вичкинзы, и найти его можно, следуя указателям или расспросив жителей Дивеево. Что касается вариантов размещения, то необходимую информацию можно получить в паломническом центре, размещенном в желтом здании у Казанского собора.

История

Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 18-м веке. У его истоков стояла молодая вдова Агафия Мельгунова, которая, став насельницей Флоровской обители, начала странствовать по России и в 1760 году поселилась недалеко от Дивеева. После смерти малолетней дочери матушка Александра, которой было видение, на свои средства построила в Дивеево каменный храм Казанской Божией Матери. Спустя некоторое время вокруг церкви сформировалась Казанская община, а в 1788 году нижегородская помещица Жданова пожертвовала сестрам участок своей земли рядом с храмом, где был построен дом для матушки Александры и четырех послушниц. В 1789 году попечение над общиной монахинь взял на себя иеродиакон Серафим, который ныне известен как преподобный Серафим Саровский, а почти через 10 лет после его преставления был основан сам Серафимо-Дивеевский монастырь.

На всем протяжение второй половины 19-го века монастырь обустраивался, и там возводились новые постройки и храмы. Таким образом, к 1917 году в обители проживало около 300 монахинь и 1500 послушниц, тогда как в селе Дивеево по переписи числилось 520 жителей. В 1927 году монастырь закрыли, и лишь через 6 десятилетий началось его возрождение. А самое значимое событие в истории обители произошло в 1991 году, когда туда перенесли мощи Серафима Саровского, которые с тех пор находятся в Троицком соборе.

Серафимо-Дивеевский монастырь: описание

Архитектурный комплекс монастыря состоит более чем из двух десятков объектов, большинство из которых являются значимыми памятниками религиозной архитектуры.

Троицкий собор

Храм был заложен в 1848 году на месте, указанном святым Серафимом, и возведен в русско-византийском стиле под руководством архитектора А. И. Резанова. В период, когда монастырь был закрыт, в храме был устроен склад. Возрождение собора началось осенью 1989 года, а с 1991 года там совершаются ежедневные службы. Фото этого сооружения часто являются украшением альбомов и книг, посвященных красивейшим церквям России.

Преображенский собор

На территории обители службы проходят в нескольких храмах. Вторым по значимости из них в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре является Преображенский собор, заложенный в 1907 году. Интересно, что внутренняя отделка храма и иконы были написаны самими сестрами, однако до событий 1917 года храм не успели освятить, и это таинство состоялось лишь в 1998 году. Так как изначальная отделка интерьеров не сохранилась, собор заново расписали художники супруги Беляевы.

Благовещенский собор

Серафимо-Дивеевский монастырь, фото которого поражают совершенством изображенных на них архитектурных памятников, продолжает приукрашаться и сегодня. В частности, в 2012 году там было начато строительство стиле, близком к русскому барокко, характерному для начала 18-го века.

Казанский собор

Это старейшая постройка обители, заложенная в 1773 году, строительство которой велось под неусыпным наблюдением основательницы монастыря матушки Александры. Кроме того, в Серафимо-Дивеевском монастыре можно увидеть Трапезный и больничный храмы, храм в богадельне, часовню преподобного Серафима, домик, в котором жила блаженная Параскева, колокольню, Казанскую церковь на источнике, старинные корпуса и другие постройки 18-20-го веков.

Реликвии обители

Если туристы приезжают в Дивеевский монастырь, чтобы увидеть его и сделать несколько удачных снимков на их фоне, то паломники посещают его с целью поклониться таким святыням, как мощи и преподобных матушек Александры, Елены и Марфы, блаженных жен дивеевских Параскевы, Пелагии и Марии, а также преподобноисповедницы Матроны.

Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря

Сегодня дивеевские сестры живут и несут службу и вне обители. Так, в Москве, Арзамасе и находятся монастырские подворья. Они выполняют представительские функции и занимаются приемом поминовения для обители. Адрес Московского подворья: проспект Мира, 22-24.