Вдохновленная даосизмом китайская школа Чань (по-японски дзэн) завоевала популярность в Японии в эпоху Камакура (1185-1333). Существуют две главные секты дзэн: Риндзай и Сото. Все они уделяют особое внимание дзадзэн (сидячей медитации) и самосовершенствованию. Разработанные в феодальную эпоху в великих храмах Киото строгие критерии мышления и возвышенная эстетика дзэн оказали глубокое воздействие на все стороны японской культуры.

Риндзай, основанная Эйсаем (1141-1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200-1253).Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенно широкое распространение дзэн получил в 14-15 вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств. Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эстетико-культурное развитие Японии.

КЭГОН
— школа раннего периода японского БУДДИЗМА и одна из 6 «нарских школ». Школа Кэгон основана китайским монахом Даосюанем (702-760) и корейским монахом, известным в Японии как Синдзё (?- 742). Современная школа Кэгон с главным храмом ТОДАЙДЗИ в Нара— малочисленная секта, в подчинении у которой еще около 60 храмов.

РИЦУ — одна из школ нарского БУДДИЗМА, в которой большое значение имеет изучение и описание заповедей (яп. «рицу»). Китайский монах ГАНДЗИН, прибывший в Японию в 754 г., установил в храме ТОДАЙДЗИ специальную платформу (кайдан), на которой проводилась церемония принятия монашеских заповедей. В 759 г, Гандзин основал храм ТОСЁДАЙДЗИ. Два других кайдана были установлены в пров. Симоцу-кэ (совр. преф. Тотиги) в храме Якусидзи и в Цукуси (север Кюсю) в храме Кандзэондзи. Каждый монах или монахиня должны были в обязательном порядке принимать заповеди в одном из этих храмов. Школа Рицу стала ослабевать в эпоху ХЭЙАН (794-1185), однако в дальнейшем монахи Сюндзё (1166-1227), Какудзё (1194-1249), Эйдзон (1201-1290) и Нинсё (1217-1303) обновили школу и даже способствовали росту её влияния. Сейчас школа Рицу имеет главный храм Тосёдайдзи и еще ряд дочерних храмов.
ХОССО — одна из 6 школ нарского буддизма. Догматика школы основывается на доктринах индийской школы Виджнанавада (яп. «Юи-сикисю» — «Школа только сознания»). Школа Хоссо была создана китайскими монахами Досё и Гэмбо в период с 653 г. по 735 г. Центрами школы были 3 монастыря: КОФУКУДЗИ, ХОРЮДЗИ и ЯКУСИДЗИ, которые с XII в. по XVI в. являлись главными буддийскими институтами в средневековой Японии. Монастырь Хорюдзи в 1950 г. отделился от школы Хоссо, и сейчас, кроме 2 главных монастырей, школе подчинены еще 55 храмов.

ТЭНДАЙ — крупная буддийская школа, основанная в 806 г. монахом Сайте (767-822).
В Японии школы Тэндай и Сингон были доминирующими школами эпохи ХЭЙАН (794-1185).Важнейший вклад школы в японскую идеологию после IX в. — развитие учения о Чистой земле Будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Сейчас школе Тэндай подчинено около 4300 храмов, в которых обучается примерно 20 000 монахов, число адептов школы составляет почти 3 млн.

СИНГОН
— крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом.В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление — Коги Син-гон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями — Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннад-зи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн. (гора Коя, префектура Вакаяма).

НИТИРЭН (секта Солнечного Лотоса) — одна из буддийских сект, возникших в эпоху Камакура (1185-1333), основана в 1253 г. монахом школы Тэндай НИТИРЭНОМ. В рамках БУДДИЗМА существует много сект и направлений, которые по-разному интерпретируют доктрины школы, восходящей к Нитирэну. Однако самое главное для всех направлений — утверждение высшей значимости и превосходства «Сутры Лотоса» над другими текстами, проповедованными Буддой.
В новое время религиозные группы на основе учения Нитирэна обрели многочисленных адептов в среде населения, не связанного с традиционными сектами, и получили название «нитирэн сюги» (нитирэнизм).
Возникли немонашеские религиозные организации, в которых главными чертами стали духовное исцеление и обещание прижизненных благ, а также некоторые шаманские практики (во многих случаях поклонение обожествленному основателю), сильное групповое сознание и в более или менее агрессивной форме вербовка новых членов.
Среди подобных групп до наших дней дошли Рэйюкай, основанная в 1925 г., Риссё Косэйкай, основанная в 1938 г., а также СОКА ГАККАЙ, основанная в 1930 г.
Бурная история нитирэнизма разбила его на полностью независимые течения и группировки, но в то же время обогатила широким диапазоном доктринальных учений, которые нашли отклик в умах различных слоев японского общества. Это вывело нитирэнизм из общего ряда традиционных религиозных направлений и сект, обеспечив уникальность его положения в японском буддизме.

Откройте дверь в безграничное пространство духа

Тур познания истоков японской духовности

Основные религии японцев – буддизм и синтоизм. Буддизм был завезен в Японию в 6-м веке с материка. Буддийский храм в Японии называют тэра (寺) . В них поклоняются различным проявлениям Будды и бодхисаттв. С другой стороны, синтоизм – это исконно японская религия, идеология с пантеоном из множества богов. Синтоистский храм – это дзиндзя (神社 ) . И тех, и других в Японии неисчислимое множество. Среди них есть древние буддийские и синтоистские храмы и сравнительно новые. Древние храмы посещают не только истинно верующие. Атмосфера торжественной созерцательности и отзвуки исторических событий привлекают сюда множество туристов. Многие из таких храмов признаны национальным достоянием страны.

Синтоистские храмы:

浅草寺 Сэнсодзи

Расположен в округе Тайто-ку, г. Токио

Сэнсодзи – самый старый буддийский храм в Токио. Он был культурной меккой эпохи Эдо. По сей день храм окружает множество ресторанчиков, лавок, а его дорожки протаптывает около 30 миллионов паломников в год - жизнь бъёт ключом. В главном павильоне храма «хондо» находится бодхисаттва Авалокитешвара, которая олицетворяет любимую многими богиню Асакуса-канон. Широко известен и огромный фонарь «тётин», свешивающийся с молниевых ворот «каминари» у входа в храмовый комплекс. Фонарь – символ храма – сделан из бамбука и бумаги.

永平寺 Эйхэйдзи

пос. Эйхейдзи, преф. Фукуи

Эйхейдзи – центральный храм дзен-буддийской секты Сотосю, основоположником которой был монах Доген. Храм построен в середине 13-го века и с тех пор является центральным воспитательным заведением дзен–буддизма, которое вырастило много монахов и собрало огромное число верующих. В целом в стране насчитывается около 15 тысяч храмов этой конфессии.

Эйхейдзи расположился в тихом месте, окруженном деревьями суги (криптомерия), некоторым из которых по 7 веков. В комплекс входит семь главных храмов «ситидогаран» и более 70-ти святилищ. Здесь молятся трем буддам – Гаутаме Сиддхартхе (сяканёрай), Будде Майтрейя (мирокубуцу) и Будде Амида (амидабуцу).

東本願寺・西本願寺 Хигаси хонгандзи / Ниси хонгандзи

Это главный комплекс Син-буддизма – секты, которую основал в 13-м веке монах Синран. В период междоусобиц «Сэнгоку» (15-16 вв) секта разделилась, и к 17-му веку образовались две ветви – восточная и западная: Хигаси-Хонгандзи и Ниси-Хонгандзи. Ниси-Хонгандзи был построен на современном месте в конце 16-го века как преемник первого храма Хонгандзи, основанного в середине 13-го века. Хигаси-Хонгандзи был построен в начале 17-го века. В обоих храмовых комплексах многие строения и сутры считаются национальным достоянием. Ниси-Хонгандзи является одним из культурных наследий Киото и зарегестрирован в ЮНЭСКО.

高野山 Коясан

Коясан – название горного массива в префектуре Вакаяма. Монах Кобо Дайси Кукай использовал это место для духовной практики, поэтому оно стало священным олицетворением буддизма в Японии. На вершине горы всего 117 монастырей, среди которых есть очень старые. Например Конгобудзи, построенный ещё в 9 веке! Это центральный храм секты Коясан-сингонсю, которую и основал Кобо Дайси Кукай. При храме есть специальные помещения, в которых ночуют монахи – сюкубо. Здесь сможете остановиться и вы во время путешествия по историческим местам. Вам также предложат отведать монашескую вегетарианскую еду – сёдзин-рёри.

戸隠神社 Тогакуси-дзиндзя

г. Нагано, преф. Нагано

История Тогакуси-дзиндзя насчитывает 2 тысячи с небольшим лет. Этот храм посвящён богам–персонажам японского мифа «Аманоивато». Здесь пять храмов, каждый из которых посвящен отдельному богу. На территории монастыря помимо трехстволовых криптомерий «самбонсуги», которым уже около 900 лет, есть рощи других древних деревьев, сумрачность которых навевает особенное созерцательное настроение. Каждые семь лет здесь проходит большой фестиваль – Сикинэнтайсай, на котором можно лицезреть большой паланкин.

伊勢神宮 Исэ-дзингу

г. Исэ, преф. Миэ

Исэ-дзингу можно назвать штаб-квартирой для порядка 80 тысяч храмов в Японии. Основание храма описывается в самой старой летописи Японии – Кодзики. Храм посвящён японским богам - героям мифов, в том числе богине солнца Аматэрасу-омиками. С древних времен Исэ-дзингу по-родственному кличут О-Исэ-сан – господин Исэ. Большой популярностью пользуются туры с посещением храма в Исэ. Здания комплекса перестраивают каждые 20 лет, обязательно воспроизводя первоначальную форму сооружения. В 2013 году намечена новая перестрока зданий в этом храмовом комплексе.

出雲大社 Идзумо-тайся

Восточная часть префектуры Симанэ раньше называлась Идзумо и считалась страной, в которой живут древние японские боги. Святилище посвящено Богу большой страны – Окунинуси – герою японских мифов. Это любимец японцев, с принятым в народе прозвищем Дайкоку-сама (дайкоку – большая страна, сама – господин). История храма уходит корнями в самую древнюю японскую летопись Кодзики, но главное строение – хондэн – было построено в середине 18-го века. Хонден выполнен в стиле тайся-дзукури – самый древний стиль строительства синтоистских храмов. Высота его достигает 24 метров, это объемное сооружение считается национальным достоянием страны.


Шесть ранних школ японского буддизма периода Нара (VIII век)

Получив начальное развитие, ранний японский буддизм оформился в шесть школ периода Нара:

  • · Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была Санрон-сю мадхьямики 625. В основе её учения лежали три трактата, в которых излагалась философия мадхьямики:
    • 1. Мадхьямика-шастра (яп. тю-рон),
    • 2. Двадаша-мукха-шастра (яп. Дзюнимон-рон),
    • 3. Шата-шастра (яп. Хякурон).

Центральной философской категорией Санрон была «пустота» (Шунья) как изначальная основа мира, а практическим идеалом для адепта объявлялся «срединный путь» (тюдо), то есть неприятие крайностей. Школа не сохранилась, но её учение было впитано другими школами.

  • · Школа Хоссо-сю была йогачары основана в 657 монахом Досё .Следуя традиции йогачаров, она считала феноменальный мир нереальным, лишь порождением индивидульным сознания. К абсолюту приравнивался наивысший уровень сознания -- алая-виджняна, то есть «сознание-хранилище», в котором пребывают «семена» всех представлений и идей. Школа сейчас представлена небольшим числом храмов в Наре, Икаруга и Киото.
  • · Школа Куся абхидхармы, считающаяся ответвлением сарвастивады, была привнесена в Японию в 660 из Китая монахом Досё; основное внимание она уделяла изучению философского трактата Васубандху «Абхидхармакоша» (Куся-рон яп.), общебуддийского значения. Сейчас школа представлена через единственный храм Кофуку-дзи школы Хоссо-сю в Наре.
  • · Школа Дзёдзицу,считающаяся ответвлением саутрантики -- была принесена в Японию в 673 и воспринималась как ответвление Санрон. В основе её учения лежало сочинение Харивармана Сатьясиддхи-шастра (Дзёдзицу-рон). Школа не сохранилась.
  • · Школа Риссю винаи была основана китайским монахом Цзяньчжэнем, прибывшим в Японию в 674. Основное внимание в ней уделялось не философским теориям, а строгости практического соблюдения заповедей монашеского кодекса винаи. Школа представлена одним храмом в Наре.
  • · Учение Кэгон-сю, соответстующее китайской школе хуаянь, было принесено в 736 корейским учёным Синсё. Основным текстом для этой школы считалась Аватамсака-сутра (Кэгонгё), где мир предстаёт в качестве совершенного единого и нерасторжимого целого, а различные признаки взаимопроникают друг в друга, и таким образом абсолютный и феноменальный уровни не противостоят, а являют собой единый, неразделимый «мир дхарм». Школа представлена одним храмом в Наре.

Эти шесть школ зародились или получили наивысшее распространение в периода Нара (710--794), они всерьёз занимались философскими проблемами, отчего их влияние на умы простых людей было незначительным. В этот период школы активно поддерживались правительством, а духовенство также активно вмешивалось в политику. Толерантное отношение буддизма к другим учениями позволяло ему мирно сосуществовать с национальной религией японцев -- синтоизмом. При этом влияние буддийского духовенства на придворные круги возросло настолько, что даже побудило императора перенести столицу из Нара в Хэйанкё (совр. Киото).

Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня вы узнаете о древнейшем японском городе – Наре, главном населённом пункте одноимённой префектуры в современной Японии. Он находится на острове Хонсю.

Историческая справка

Город Нара являлся столицей Ниппона в VIII веке, с 710 по 784 год. С тех пор этот промежуток в истории упоминается как «период Нара».

Тогда он имел название Хэйдзё-кё, что значит «крепость мира». В древней Японии была традиция после кончины императора переносить столицу в «чистое» место. В Нару её перенесли в соответствии с предсказаниями прорицателей.

В те времена в Японии буддизм получил статус государственной религии. Китай оказал большое влияние на его распространение. Культура, письменность, основы градостроения тоже заимствовались японцами из Поднебесной.

Каким же образом Нара утвердилась как центр буддизма в Японии? Её построили по подобию китайской столицы того времени – Сиань. От дворца императора тянулась широкая улица. Она делила город на две части.

Остальные улицы располагались под прямым углом друг к другу. Такая планировка была удобна на случай уличных боёв, которые могли возникнуть в ходе феодальных междоусобиц.

Строения были в основном одно- или двухэтажные, это располагало к медитации. Способствовала духовному росту людей и красивейшая природа: город окружали холмы, поросшие лесом, гора Вакакуса и озеро Бива.

В этот период Япония переживала не лучшие времена. Кратко отметим, что разразилась масштабная эпидемия оспы, произошло несколько стихийных бедствий.

Для защиты страны и укрепления своей власти императором Сёму было принято решение возвести беспрецендентно большую статую Будды, которая покровительствовала бы Ниппону и упрочила положение властителя, как посланника высших сил.

Во сне ему явилась Аматэрасу – богиня солнца и покровительница Японии, от которой, по преданию, и пошёл императорский род на земле, и сообщила, что она является аватаром Будды Вайрочана (он же Лочана, Русяна и Дайнити нёрай).


Строительство главного храмового комплекса

Статую начали возводить в 744 году по указу императора. Затраты на её сооружение были столь велики, что опустошили императорскую казну.

Владыка обратился к населению с призывом содействовать строительству статуи Будды Вайрочана. Даже если жертвующий мог отдать только самую малость, это принималось с радостью.


Большой Будда – это огромная бронзовая статуя высотой чуть больше 16 метров. Его статуя не является ценной с художественной точки зрения, но знаменита своими размерами и количеством материала, ушедшего на её изготовление.

До плеч он собран из сорока деталей. Голова и шея отлиты в одной форме высотой в 4 метра. Шиньон на голове состоит из 966 завитков. Будда восседает на троне из лепестков лотоса.

Чтобы представить себе масштабы статуи, интересно узнать такой факт. В одной из колонн храма над полом сделано отверстие, соответствующее по размерам ноздре Будды. Считается, что если пролезешь сквозь него, то обретёшь удачу и просветление.

Статуя была помещена в деревянный Дайбуцудэн – зал большого Будды, который являлся главным зданием Тодай-дзи, самого знаменитого буддийского храмового комплекса Нары. Название храма значит «Великий восточный храм».

Войти в Тодай-дзи можно было через Нандаймон, как называются огромные деревянные двухъярусные ворота. В их углублениях с обеих сторон стояли характерные статуи устрашающих охранников.


Постройки Тодай-дзи были распланированы симметрично, по подобию китайских монастырей. Одной из них была Сесоин, вначале в ней хранили зерно, а затем она стала хранилищем императорских сокровищ. В комплекс входят залы Нигацу-до и Сангацу-до.

В настоящее время в зале со статуей находится монах, который пишет пожелания в специальные маленькие книжки туристам, если они попросят. Также там можно купить плитку из керамики, написать своё имя и пожертвовать храму.

В павильоне находится макет храма первоначальной постройки. Он был на треть больше нынешнего. В то время с ним соседствовали две 7-этажные пагоды, которые впоследствии были разрушены.

Зал большого Будды является самой большой деревянной постройкой в мире. На выходе из него стоит живописная статуя бодхисаттвы Дзизо (Кшитигарбха). Японцы верят, что если прикоснуться к какой-либо части его тела, то сам избавишься от боли в этом месте.

Как только Будде «открыли глаза» — совершили кайгэн в 752 году или, другими словами, освятили — к нему стали стекаться паломники отовсюду. В этой церемонии принимал участие сам бывший император со своей семьёй, около 10 тысяч японских монахов, несколько китайских и один из Индии.

Индийского монаха Бодхисэна пригласили, чтобы выразить уважение к земле, на которой появился . Ему-то и поручили «открыть глаза».

Кистью с 12 шнурами он нарисовал зрачки, и Будда «прозрел». При этом присутствующие на празднестве тоже держались за шнуры.

Статую объявили объектом национального почитания. Её копии были установлены по всей стране в провинциальных храмах.

Современные реалии Нары

Нару можно назвать музеем под открытым небом. Большинство её достопримечательностей расположено в парке Нара, который является центральным.


Особенностями карты города является то, что буквально на каждом шагу буддийские храмы чередуются с синтоистскими, которые называются кумирнями.

История гласит, что в древности кумирней Касуга-хайся в город были приглашены четыре бога, чтобы они охраняли новоявленную столицу. Такэмикадзуки, бога грома и мечей, привёз сюда олень. Олени символизируют в синто посланников богов.

С тех пор животные, считающиеся потомством знаменитого оленя, – это визитная карточка города. Они свободно бродят в Нара парке.

В окрестностях парка на каждом углу продаётся для них специальный корм – крекеры. Некоторые олени научились кланяться, чтобы их покормили.

Каждый вечер по сигналу трубы животные собираются в загон. Осенью оленям подпиливают рога, чтобы обезопасить общение туристов с ними.


В 2010 году город отмечал свой юбилей – 1300-летие. К этому событию придумали талисман — это мальчик с рогами оленя по имени Сенто-Кун. Японцы называют Нару «город оленей».

Более всего известны семь храмов города Нары — Нанто Сити Дайдзи. Они представляют разные буддийские школы. Это:

  • Тодай-дзи
  • Кофуку-дзи
  • Якуси-дзи
  • Тосёдай-дзи
  • Ганго-дзи
  • Сайдай-дзи
  • Акисино-дэра

Исторические храмы Нары, отмеченные красным цветом, относятся к Всемирному наследию Юнеско. Также под охраной этой организации находятся дворец Хейдзё и вышеупомянутая кумирня Касуга-хайся.


Касуга-хайся является храмом императорского рода Фудзивара. Она была построена в то же время, что и столица, и посвящена охраняющему её божеству.

В оформлении кумирни использовано большое количество фонарей, как каменных — вдоль дорожек к храму, так и бронзовых — висячих. Эти фонари появились благодаря пожертвованиям прихожан.

Они зажигаются только дважды в год. В середине августа, во время праздника Тюгэн-манторо-мацури зажигается около трёх тысяч фонарей. Церемония сопровождается музыкой и танцами. Второй Праздник Фонарей проводится в феврале.

Кумирню регулярно посещают император и правительство Японии. Здесь организовываются праздники, на которых можно послушать древнеяпонскую церемониальную музыку и увидеть национальные японские танцы. Эти представления способствуют укреплению национального самосознания японцев.


Недалеко от главного здания кумирни раскинулся ботанический сад. В нём насчитывается порядка 250 видов растений, описанных в Манъесю, старейшем японском стихотворном сборнике, в котором собраны стихи IV-VIII веков.

Заключение

Большое количество исторических и архитектурных памятников привлекают в город туристов и паломников со всего света. А его сады и парки, обустроенные под влиянием , позволяют познакомиться с разнообразными традициями японского садового искусства.

На этом мы сегодня прощаемся с вами. Если материал вам понравился, порекомендуйте его к прочтению в социальных сетях.

До скорых встреч!