На левом берегу Западной Гумисты. Село полностью сгорело в 1990-е, во время грузино-абхазской войны.

Местные легенды называют это абхазское поселение местом третьего обретения главы Иоанна Крестителя , местом гибели и погребения мч. Василиска Команского и местом первоначального погребения свт. Иоанна Златоуста . По-видимому, легенда о кончине свт. Иоанна в Абхазии и дала название развалинам древнего поселения (см. ниже), а затем, уже исходя из названия, появилась легенда о местном обретении главы пророка (о котором известно, что оно произошло в Команах). В абхазских Каманах действует монастырь свт. Иоанна Златоуста

Т.н. абхазская теория, согласно которой свт. Иоанн Златоуст умер в абхазском селении Гума (в XIX в.- село Михайловка, ныне - с. Шрома), в 15 км на север от совр. г. Сухума , появилась в конце XIX века. Авторство этой теории приписывается «греческому археологу из Константинополя» К. Вриссису, о личности и деятельности которого ничего не известно, кроме небольшой заметки архим. Леонида (Кавелина) :

«В то время, когда составлялось это описание, мы получили из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря известие, что в ноябре месяце 1884 г. прибыл к ним из Константинополя один ученый грек-археолог, Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно обнаруженной в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 6403 (895 г.), нашел точное указание места города Команы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407 г. Рукопись эта, по его словам, заключает в себе «археологические добавления» к известному ученому труду патриарха Фотия «Библиотека, или Описание 1000 книг». Господин Вриссис привез с собою и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании упомянутых «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.), где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г.» .

Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском монастыре, также утеряна. Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения , а также учитывая, что предполагаемая рукопись хранилась в одной из европейских библиотек, фонды которых хорошо описаны и каталогизированы к наст. времени.

«Абхазская теория» вызвала скептическое отношение в научной среде; в зарубежной литературе она не принимается во внимание. Из дореволюционных российских исследователей на нее обратили внимание помимо архим. Леонида Г. Ласкин и А. В. Карташёв , которые с осторожностью высказались по этому вопросу, - хотя еще в 1904 г. российское правительство поручило профессорам истории Церкви А.И. Бриллиантову и византинисту В.Н. Бенешевич у исследовать этот вопрос . Однако эта инициатива была проигнорирована, и, вопреки мнению Карташёва, отнюдь не по причине случившейся войны и революции: рус. ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной. В работах исследователей советского и постсоветского периодов не появилось ничего нового на данную тему, кроме пересказа вышеприведенного текста архим. Леонида. В новейшее время одним из главных приверженцев «абхазской теории» является иером. Дорофей (Дбар) , подведший в одной главе своей монографии итог всех исследований по настоящему вопросу.

Самое слабое звено «абхазской теории» заключается в отсутствии «археологического дополнения», которое никому, кроме не менее загадочного Вриссиса, не было известно. Кроме того, ни в одном позднерим. или визант. источнике не упоминается г. Команы на территории совр. Абхазии. Этот топоним появляется только в кон. XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абх. названия этой местности (Гума) . Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. рим. и ранневизант. периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем в. .

«Абхазская теория» зиждется, с одной стороны, на указании позднего визант. хронографа Иоанна Зонары (XII в.), что патриарх Прокл убеждал императора Феодосия II перевезти мощи Иоанна Златоуста из Питиунта в Константинополь , с другой - на букв. интерпретации слов Палладия «проходя по этому тяжелейшему трехмесячному пути» - т. е. что святитель провел в пути от Кукуса до Коман 3 месяца. Фраза Палладия допускает и др. интерпретацию: Иоанну Златоусту предстояло провести в пути до Питиунта 3 месяца - употребление причастий наст. времени может указывать на незавершенность действия - т. е. лишь намеченный трехмесячный путь. Указание же Иоанна Зонары вполне может быть неточным, что вообще характерно для его хроники; в любом случае оно противоречит др. источникам, которые не упоминают о пребывании останков святителя в Питиунте. Кроме того, «абхазская теория» противоречит прямому указанию Феодорита Кирского , писавшего всего через три десятилетия после смерти святителя Иоанна, что «Господь не попустил ему вселиться в это скопище варваров» : данное замечание было бы лишено смысла, если бы святитель умер всего в 20 километрах от Питиунта, на землях (на территории совр. Абхазии), также населенных варварским народом. Созомен свидетельствует, что Иоанн Златоуст умер в Команах «в Армении» : он мог подразумевать Малую Армению как историческую область, включавшую также внутренние районы провинции Понт Полемониакский. В то же время эта провинция сама в поздней рим. номенклатуре имеет параллельное название - Армения Третья (Кукус находился в Армении Второй с центром в Мелитине).

Несмотря на безосновательность гипотезы о кончине свт Иоанна Златоуста на территории совр. Абхазии, не исключено, что святитель имел там особое почитание, в первую очередь - в

Абхазия привлекает гостей не только великолепными вершинами Большого Кавказа и галечными пляжами Черного моря, но и памятками старины.

Особый след оставило христианство, пришедшее в Абхазию в первом веке. Новую религию принесли в тогда еще римскую провинцию Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостолы проповедовали в Себастополисе, нынешнем Сухуме; после Андрей двинулся дальше, а Симон остался нести веру абхазам, за что был убит римлянами на месте современного города Новый Афон.

Симон - первый, но не последний мученик, погибший от римских мечей. Абхазия до V века была одной из дальних римских провинций, куда ссылались неугодные Риму христиане. Многие из них нашли на землях Абхазии последнее земное прибежище…

Особое место для Абхазского христианства сыграло село в полутора десятках километров от Сухума, Команы. Здесь мученически погиб святой Василиск, отошел к Господу святитель Иоанн Златоуст, также в Команах прятали во время гонений на христиан главу Иоанна Крестителя.

Храм Иоанна Златоуста

Возле поселка Команы (другие названия: Команы Абхазские, Каманы, Каман ), в предгорье, расположен храм Иоанна Златоуста . Самая древняя часть храма - здание из простого камня с одним залом и алтарным полукружием. Эта часть была возведена в XI веке. Свод храма в то время лежал на двух арках, поддерживали свод каменные пилястры. Свет проникал в старый храм только через два окна, а каменная стена вокруг здания оберегала от хищников. В конце XIX века храм реставрировали и достроили два придела и трехэтажную колокольню.

Имя храму дал величайший теолог и философ раннего христианства Иоанн Златоуст. В преклонные годы Иоанн активно противостоял мирской власти и высшим церковникам Константинополя, за что попал в немилость у императрицы и епископов. Противостояние привело к изгнанию 59-летнего ослабленного болезнями Иоанна в абхазский город Питиус. Три месяца длился невероятно тяжелый путь, но, не доехав немного до цели, святитель и архиепископ Иоанн Златоуст обрел покой возле поселка Команы в 407 г. от Рождества Христова.

Более тридцати лет прах Иоанна покоился в саркофаге. Саркофаг, а также часть мощей святого сейчас находятся в храме Иоанна Златоуста. Несколько последних веков Команский храм - один из главных центров паломничества всего региона.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста

Монастырь объединяет два храма: Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Нельзя сказать, что какой-либо из храмов более важен или чаще посещаем, нет. Оба храма, как и двое святых, одинаково почитаемы: паломники и туристы обязательно их посещают, тем более находятся они недалеко друг от друга - всего в километре, если по прямой.

Стоит сказать и о красотах местности: деревня Команы и монастырь Св. Иоанна лежат между горными склонами в прекрасной долине, сплошь укрытой зеленью. Команы буквально сияют святостью и благостью.

Часовня и источник святого Василиска

Часовня святого Василиска находится перед входом в деревню Команы. Дорога в село уходит чуть правее, а левей - тропка к часовне. Часовня срублена из дерева, слева от нее каменные развалины древнего храма, ориентировочно IV века.

Источник святого Василиска , как и часовня, известен благодаря мученику Василиску, отказавшемуся приносить жертвы языческим идолам по приказу римского правителя Агриппы. Когда святого вели на расправу к Агриппе, солдаты зашли в дом отдохнуть и подкрепиться. Василиска же привязали на улице к дереву под палящими солнечными лучами. Но после молитвы Василиска заколебалась земля, и рядом забил ручей! Именно к этому источнику и приходят сейчас паломники и обычные туристы.


Место обретения главы Иоанна Крестителя

И еще одно святое место есть в небольшой деревни Команы. Именно здесь христиане прятали главу Иоанна Крестителя.

Один из самых известных христиан, погибших за веру, Иоанн Креститель, стал жертвой блудницы Саломеи и царя Ирода. Глава Иоанна - величайшая святыня, которую тысячи лет хранили и оберегали преданные христиане.

Главу унесли из Константинополя после ссылки Иоанна Златоуста в начале V века. Более четырех веков глава Иоанна Крестителя находилась в деревне Команы, а в середине IX века случилось обретение главы Иоанна Крестителя. Это было третье обретение честной главы Крестителя Господня.

В пещере, где находилась святыня, осталось нерукотворное ее изображение.


Абхазские Команы – место паломничества и экскурсий

В Каманах Абхазских часто проводятся экскурсии. Здесь располагается церковь Василиска, в которой покоятся мощи мученика. Второй известной достопримечательностью Абхазии являются развалины женского монастыря. Он был основан в 1898 г. и вмещал около 300 насельниц, которые вели обширное хозяйство. В советское время монастырь был переоборудован в дом престарелых, но с 2002 г. снова открыта обитель.

Дальше возвышается Храм Иоанна Златоуста, построенный в 1991 г. на месте древней церкви. Во время возведения колокольни была найдена гробница, в которой покоилось тело святого. Реликвия и сейчас находится в храме и доступна для поклонения (см. ).

В нескольких километрах от храма, в горах Абхазии, находится место обретения главы Предтечи. Оно представляет собой небольшой грот с иконами и нерукотворным образом на стене (см. ). Туда можно подняться пешком, заказать конную прогулку или поездку на внедорожнике.

Команы Абхазские. Как добраться?

Село Команы Абхазские находится в 15 км от . Легче всего добраться сюда, посетив сначала . Дорога поднимается в гору между двумя возвышенностями, затем пролегает через посёлки Яштуха, Гума и, наконец, приводит в Абхазские Команы. Также рекомендуется заказать экскурсию к этим достопримечательностям и доехать на туристическом автобусе.

25 лет назад в селе Каманы произошла страшная трагедия. Абхазские отряды, в составе которых были и российские боевики, начавшие широкомасштабное наступление по всему фронту, после высадки десанта в Тамыше и штурма грузинских позиций на Гумисте ночью 5 июля 1993 года захватили и высокогорное село Каманы, известное всем своим монастырем св. Василиска. Согласно преданию, здесь в 308 году был убит и был погребен святой мученик Василиск. Рядом с монастырем в Каманах бьет источник святого Василиска, в котором есть камни, на которых по легенде видна кровь св. Василиска

В Каманах находится одна из мировых христианских святынь - саркофаг, в котором был погребён св. Иоанн Златоуст, будучи в изгнании служивший здесь и отошедший ко Господу с последними своими словами: "Слава Богу за всё!" Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь.

Там же от римлян прятали и голову Иоанна Крестителя во времена гонений христиан.

При коммунистах все это было заброшено, рядом с источником вырыли водоем, чтоб люди не ходили к нему. Абхазский бизнесмен Юрий Ануа в начале 80ых годов взялся восстановить монастырь, он построил лестницу из 1500 ступенек, чтобы можно было подняться к месту, где покоилась голова Иоанна Крестителя, на этой лестнице были устроены места для отдыха, чтобы людям со слабым здоровьем легче было подняться наверх.

Село Каманы от наступающих защищали всего 35 местных грузин. Когда в 3 часа ночи бой подошел к монастырю о. Андриа сказал находившимся в монастыре "Каждую минуту надо ждать смерти. Подготовимся к исповеди и причастию" и вынес из алтаря чашу и в последний раз причастил спасавшихся в монастыре людей святой кровью и телом Христа.

Снаружи застучали в двери.
· Открывайте!
Только что посвященный в иподьяконы Юрий Ануа по благословлению о. Андрея открыл двери. Его же первого и вывели, подгоняя прикладами, во двор.
· Кто ты по национальности? - спросили его.
· Я абхаз. - ответил Юрий Ануа.
· А-а, абхаз, значит. С грузинами что делаешь?
· Я знаю, кто были настоящие грузины и кому принадлежит эта земля.
· На колени! - рыкнул боевик.
· Никогда…

В ту ночь были убиты отец Андриа и Юрий Ануа.
Вечная память защитникам Сухуми и невинным жертвам той войны!

Село Каманы после войны






Абхазия, Сухумский р-н, с. Каман

Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».

Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребен Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунется в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды.

Столетие спустя, в 407 году в Команах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трех Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих.

В селе Коман в недалеко от храма Иоанна Златоуста находится еще одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Креститетя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа. В 18 веке реликвия была похищена и тайно вывезена из Византии в Абхазию. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Команах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.

Сегодня небольшое село Каманы в Абхазии является крупнейшим центром паломничества и экскурсионным объектом. С 1898 по 1924 годы здесь находился женский монастырь, который был разрушен в период СССР.

Заказать экскурсию в Каманы можно в любом экскурсионном бюро Абхазии или у частников , которые организуют поездки по местным достопримечательностям. Ближе всего добираться в село из Сухуми, поэтому если вы будете отдыхать в Сухуми , обязательно посетите это удивительное место - Коман.

Каманские святыни в фотографиях